Ошибочно думать, что люди стали критиковать богов и религию только с наступлением эпохи Нового времени, когда сформировалась классическая наука. На самом деле критики религии жили еще в глубокой древности.
Первых критиков религии называют богоборцами. Богоборчество - это позиция, при которой человек критикует богов, подвергает сомнению устоявшиеся представления о богах или божественном порядке. Критика богоборцев может иметь разные формы: от легкого недовольства до яростного поругания божества. Богоборчество стало начальным этапом формирования атеизма.
Причины богоборчества проистекают из чувства социальной несправедливости, недовольства собственной жизнью, отчаянием, рефлексией над религиозными взглядами. Богоборчество еще можно расценивать как древнюю форму скептицизма.
Древний Египет
Самым первым известным нам богоборцем стал один из авторов древнеегипетских текстов под общим названием "Песнь Арфиста". Возникли эти тексты примерно в период 20-17 в. до н.э. в эпоху Среднего царства. То есть им примерно от 3600 до 4000 лет.
В одном из отрывков текста некий арфист говорит, что нужно довольствоваться земной жизнью, потому что никто не знает, что происходит в загробной, ибо оттуда никто не возвращался:
"Тела исчезают, другие пребывают, так со времён предков! Цари, которые были до нас, покоятся в их пирамидах. Те же, которые строили гробницы, их мест погребения нет. Что сделалось с ними? Я слышал речи Имхотепа и Хардедефа, чьими словами говорят все. А что их места погребения? Их стены разрушены, их мест нет, как не бывало. Никто не приходит оттуда, чтобы рассказать, что с ними, чтобы рассказать об их пребывании, чтобы успокоить наше сердце до того, как вы пойдете туда, куда ушли они."
Это довольно смелые слова для древнего египтянина. Ведь древнеегипетская религия давала четкое представление о загробном мире.
Месопотамия
Другим примером богоборческой мысли стали труды месопотамских авторов. В "Разговоре господина с рабом", "Вавилонской теодицее" и "Невинном страдальце" боги рассматриваются как непостижимые существа, чья воля непонятна людям. Все три поэмы написаны в конце 2 тысячелетия до н.э. В этих текстах можно усмотреть некоторое недовольство поведением богов:
"Идут дорогой успеха те, кто не ищет бога. Ослабли и захирели молившиеся богине... Превозносят важного, а он изведал убийство. Унижают малого, что зла не делал."
"Вавилонская теодицея" 11 век до н.э. Автор: жрец Эсагилкини-Уббиб.
Древняя Индия
В Древней Индии богоборчество проявилось значительно ярче. Первая известная богоборческая мысль появилась в древнейшем ведийском тексте "Ригведа", который датируют 15-13 веком до н.э. В гимне о сотворении мира дана скептическая оценка к идее о боге-творце:
"Откуда он был взят? Откуда это творение?
Боги пришли позже, с созданием этой вселенной."
Ригведа 10:129
На основе принятия или отрицания священных ведийских текстов в Древней Индии сформировались разные школы, часть из них отрицали концепцию бога.
Наиболее атеистической школой была философская школа Локаята-чарвака, возникшая в 6 веке до н.э. Философы чарваки учили, что мир возник естественным путем. Они отвергали богов и были весьма антирелигиозны.
Древняя Греция
Именно в Древней Греции наиболее ярко сформировалась не только богоборческая, но и атеистическая традиция. Первыми богоборцами можно назвать философа Ксенофана Колофонского и поэта Диагора Мелосского. Оба отрицали существования богов, считали их обманом. Они жили в 6-5 в. до н.э.
После них в Древней Греции появилась полноценная атеистическая мысль в лице Протагора, Продика, Крития и Демокрита.
Таким образом, богоборческая мысль предшествовала атеистическим идеям еще в глубокой древности, начиная с конца 3 тысячелетия до н.э. Она существовала в древнейших цивилизациях мира: Египет, Греция, Вавилон, Индия, Китай. Способствовала развитию научной, философской и даже религиозной мысли.
Статья по теме: Что такое свободомыслие и атеизм