В Турции началась "стройка века". Новый амбициозный проект Эрдогана, канал "Стамбул", дублирующий пролив Босфор.
Турецкий президент впервые заговорил о грандиозных планах строительства в 2011 году, ещё будучи премьер-министром. Подготовительные работы начались в 2013 году, к концу 2018 - проект был полностью готов.
Новая водная артерия пройдет по Стамбулу, севернее Босфора. Её протяженность составит 45 километров, ширина 400 метров, глубина - 25. Канал сможет пропускать около 160 судов в день. Планируется завершить все работы к 2023 году. Стоимость постройки - 50 миллиардов долларов.
Проход судов через Босфор регулируется конвенцией Монтрё, в которой сказано. что он должен быть бесплатным, за исключением лоцманского сопровождения. Новый канал не попадает под конвенцию и будет платным. По предварительным расчетам, время окупаемости составит 15 лет. Для судовладельцев экономическая выгода тоже очевидна. Время ожидания прохода через проливы сократиться, а значит сократятся расходы.
Некоторые горячие головы поспешили завить, что теперь для американского авианосного флота, будет открыта дорога в Черное море, что невозможно сейчас. Однако это не так. Конвенция, подразумевает запрет на проход военных кораблей водоизмещением более 15 000 тонн (кроме черноморских государств), не только через Босфор, но и через пролив Дарданеллы и Мраморное море. Поэтому, и с вводом в действие нового канала, Черное море останется закрытым для авианосцев США.
Для России, начало работы канала "Стамбул", должно обернуться экономическими выгодами. Количество судов, проходящих через проливы, возрастет, а значит и увеличится грузооборот Черноморских портов.