Один из первых вопросов на пресс-конференции Владимира Путина коснулся «мусорной реформы».
Журналист Виктор Смирнов:
— Во всех регионах стартовала мусорная реформа, кроме Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга. Им дали отсрочку до 2022 года. В Ленобласти уже реформа стартовала. Весь мусор мегаполиса едет в область. У жителей области возникает вопрос: «Почему под моими окнами растут свалки, а мусор явно из города». И всё по закону. Можно ли как-то законодательно поторопить Петербург?
Владимир Путин:
— Можно и поторопить законодательно, но вопрос не в этом. Вопрос в том, чтобы вёлся прямой диалог с людьми на этот счёт. Люди должны знать, что поступает, откуда поступает, на каком основании поступает, и в каком виде это будет дальше развиваться. <...> Цифра хорошо известна: мы генерируем по стране 70 миллионов тонн бытовых отходов. Вы представляете? Огромное количество. И такой отрасли, как переработка бытовых отходов, в Советском Союзе и в новой России никогда не было. Мы создаём её с нуля, и здесь, конечно, основные решения, в целом, приняты — создан федеральный оператор, созданы 200 с лишним региональных операторов. Приняты территориальные схемы. Чего, мне кажется, не хватает. Не хватает прямого общения с гражданами. Нужно показывать, что будет, как будет развиваться, где будет перерабатываться, где будет захораниваться пока эти отходы. Мы должны избавиться от всяких серых схем и криминала. Просто нужно наводить элементарный порядок. Люди, конечно, возмущаются ростом тарифов. Не было никогда отдельной строчки по коммунальным отходам. Теперь она появилась и сразу многократно выросла. Это нужно объяснять. Для того, чтобы объяснить, откуда взялись эти цифры, нужно чтобы это всё было прозрачно. Ну, в сельской местности взяли вдули многократно эти тарифы за вывоз мусора, когда в сельской местности, как правило, никуда и не выносили — в соседний лес всё вываливали. Но это же тоже не порядок? Потом увозить куда-то. За это тоже надо платить. Но это должно быть прозрачно Должно быть понятно, за что они платят, мне кажется, главная проблема. <...> Прозрачным нужно делать весь этот процесс. И, мне кажется, ситуация должна поменяться. Кроме всего прочего, нам нужно развивать отрасль с точки зрения строительства предприятий. Они уже строятся. Количество предприятий должно быть увеличено по переработке этих отходов. Людям нужно объяснять, что это за предприятия, как они будут работать, каков ущерб и будет ли ущерб для окружающей среды и создадут ли они какие-то проблемы для людей, которые будут проживать рядом с этими предприятиями. Ведь в крупных мировых мегаполисах, скажем, в Токио, там перерабатывающие предприятия прямо в черте города находятся. Не дымят, извините за прямоту, не воняют, людям жизнь не портят и экологию не разрушают. Вот если мы будем использовать новейшие технологии, а именно так мы и собираемся делать, то тогда никаких проблем не должно возникнуть, и не будет возникать, только нужно делать всё, как договорились — для этого нужен общественный контроль. Для этого нужны общественные организации. Я уже разговаривал с руководством Общероссийского народного фронта, и прошу их ещё раз уделить этому особое внимание. Если всем миром мы будем решать эту задачу, мы её решим.
Наша позиция:
Прямого диалога, несмотря на прямые обращения и многочисленные письма, подписи и резолюции в администрацию президента, в Архангельской области так и не происходит. Ни проекта по Шиесу, ни проектов по межмуниципальным полигонам и инсинераторам населению региона и общественникам не представлено. Предприятия по переработке, о которых говорит президент, не появляются, а существующие, наоборот, в первоначальной версии территориальной схемы по обращению с отходами не были предусмотрены. Вместо адекватной информации о планируемых объектах в уши жителей льётся откровенная пропаганда, не подкреплённая ни документами, ни мнениями учёного сообщества, ни объективной оценкой экспертов. Трудно предположить, о каких современных технологиях идёт речь, если на протяжении длительного времени законодательство нашей страны подводится под принятие мусоросжигания как базисного способа обращения с отходами. Общероссийский народный фронт, как платформа между населением и властью, абсолютно не работает. Координатора проекта ОНФ «Генеральная уборка» Айман Тюкина уже высказалась в отношении протестующих в прошлом году в областном парламенте: «Мы живём в одной стране, мы один народ. Любые попытки разделять отходы, а по сути население страны на "ваши" и "наши" следует рассматривать как посягательство на основы конституционного строя Российской Федерации».
Сегодняшний ответ президента на больной вопрос чем-то отличается от предыдущих?