Вот уже 25 лет, как Казахстан принимает участие в программе НАТО «Партнёрство во имя мира». Эта программа включает в себя сотрудничество в военно-политической сфере с Европейскими и центральноазиатскими странами, а также постсоветскими республиками Закавказья, которые не являются членами организации.
Изначально представляя собой как бы «трамплин» для полноценного вступления в Североатлантический договор, программа фактически позволяет десятилетиями «подготавливать» претендентов к «соответствию необходимым критериям» членства, которые преподносятся крайне размыто. Начиная с требований соблюдения устава ООН, отказа от угрозы силой, соответствия западным демократическим нормам, заканчивая военными реформами и гражданским контролем над вооруженными силами. В целом, «мы за всё хорошее и против всего плохого». Решать же, кого сделать партнёром выпало на долю достойнейших – а именно Вашингтона.
Всё что предлагало НАТО взамен огромного количества обязательств стран-партнёров – это проведение экстренных консультаций при угрозе целостности территорий государства. Причём эти консультации ни разу никому не помогли, однако позволяли НАТО (де-факто Вашингтону) вмешиваться в любой потенциальный конфликт.
Чтобы Казахстан не соскочил с крючка, Госдеп США подкармливает его различными «печеньками», изредка выделяя финансирование, а по факту обналичивай свои же деньги на продаже устаревшей техники. (В 2002 году Казахстану оказали помощь в размере 2.75 млн. долларов, на которые были закуплены американские Хаммеры и вертолеты «Белл Текстрон»; В 2003 – 3 млн. долларов из которых 1.8 направились на обучение казахстанских офицеров в американских военно-учебных заведениях). Также был построен учебный центр «Партнерство во имя мира» (КАЗЦЕНТ), являющийся единственным учебным центром, официально признанным НАТО. В этот учебный центр регулярно поставляется компьютизированное военное оборудование, несущее в себе угрозу присутствия встроенного ПО, предназначенного для дистанционного снятия информации и вывода из строя вычислительной техники оборонной инфраструктуры республики.
Взаимодействуя с Казахстаном в военно-научной сфере Вашингтон получает легитимный повод для нахождения своего воинского контингента в лице офицеров на территории государства, а значит и для сбора обширной информации об оборонном потенциале Казахстана и военной политики стран ОДКБ.
В подтверждение этой теории, 20 августа в Нурсултане было подписано соглашение о мерах по защите секретной информации между США и Казахстаном, «регулирующее весь спектр взаимоотношений двух стран, связанных с защитой секретной информации», а также «предусматривающее проведение секретных работ сторонами на территории государства-участника соглашения.» - всё это идёт в разрез с союзническими обязательствами, взятыми на себя странами участницами ОДКБ, что, разумеется, может привести к исключению Казахстана из договора и ухудшению взаимоотношений со странами-участницами, что было бы лучшим исходом для США, которые уже определенного успеха рассорив некогда братские народы России и Украины.
Беря во внимание противостояние Соединённых штатов с Китаем и Россией, Нурсултану, как и другим странам Центральной Азии, стоит задать себе вопрос: стоит ли рисковать проверенными годами взаимовыгодным сотрудничеством с Россией и странами ОДКБ ради мнимого членства в НАТО и «госдеповских печенюх», попахивающих нафталином и плесенью?