Переезд в другую страну всегда становится сюрпризом. Даже если вы подготовитесь к нему за несколько месяцев, изучите культуру местных жителей и пообщаетесь с туристами, вы так или иначе узнаете не все. Поэтому после отъезда из России вы вряд ли будете гулять по чужой стране с удивленными лицами, наблюдая за причудами иностранцев.
Так и случилось с семьей Ким, которая переехала из Екатеринбурга в Трухильо (Перу). Юлья и ее муж Олег думали о смене страны много лет. Тем более, что и врачи советовали девушке сменить климат на более теплый.
Окончательно семья решилась на переезд в конце ноября и вместе с детьми Костей и Дашей покинула холодный Екатеринбург. От Урала у них остались только 120 килограммов вещей. Все остальное — новые эмоции и совсем другая жизнь.
ЕТВ спросил у Юльи Ким, какие первые впечатления произвел Перу на их семью и чем запомнилось знакомство с культурой Трухильо, где екатеринбуржцы живут сейчас.
Многие жители Трухильо пользуются страховкой. Она стоит 106-160 солей (две-три тысячи рублей), но есть и дешевле. Взносы платит работодатель или сам перуанец, если он не работает. В страховку входят лекарства и сложные операции. Дополнительно ничего не платят. Только если пациент сам решит, что платный препарат лучше стандартного.
«В норме, если идут к врачу, попросить выписать дополнительные лекарства для родных, друзей или про запас. Нам сегодня предложили, звучало это так: „Может вам какие-то лекарства нужны? Я завтра к врачу иду, могу попросить, получу бесплатно“. Очень непривычная ситуация», — говорит Юлья Ким.
В Перу нельзя ничего купить по чуть-чуть. Девушка отмечает, что «в этой стране малышей у всех гигантомания». В кафе вам обязательно подадут огромную порцию еды, с которой придется справляться вдвоем или даже втроем. У екатеринбуржцев так и случилось: «Зашли поесть и переоценили свои силы, заказали четыре блюда и осилили около половины. Забрали два здоровых контейнера в отель. До сих пор доесть не можем, а скоро ночь. Надо пытаться, пока не испортилась».
Но такая ситуация в Перу не только с едой в кафе, но и с любыми покупками. Яйца здесь продают не поштучно, а килограммами, самая маленькая бутылка воды — литр, рис в магазинах по десять килограммов, туалетная бумага по 24 или 40 рулонов в упаковке, стиральные машины на 16 и 22 килограмма.
Если вы курите или пьете алкоголь, то в Перу скорее всего бросите. За две недели семья Ким встретила только одну компанию из четырех человек, которая выпивала в летнем кафе, и несколько курящих людей (максимум — одного в день). Юлья объясняет, что перуанцы могут выпить бокал вина в обед или иногда вечером пиво с друзьями. Но не на улице, а дома или в ресторане.
По словам девушки, «в супермаркетах продается медицинский спирт, рядом с бытовой химией и используют его люди исключительно по назначению. Не видели, чтоб забулдыги в очереди толпились у хозяйственного. Бомжей вообще почти не встречали, беглые венесуэльцы на улицах собираются, и то не милостыню просят, а конфеты поштучно продают, иначе полиция разгонит».
Кстати, в Перу и в странах, куда местные поставляют продукты, не стоит бояться за качество товаров. Перуанцы помешаны на экологии и безопасности. В частности, фрукты «они консервируют в специальной смеси, которую тоже делают из фруктов, чтобы было безопасно для здоровья. Никакой химии, все натуральное».
Так как Юлья — мастер по маникюру, а ее сын Костя — парикмахер, они изучают, как работают специалисты в Перу. А работают они плохо. Средства для дезинфекции парикмахерских и маникюрных инструментов в Трухильо не продают, потому что ими никто не пользуется. «Глянули мойки для парикмахеров. Я говорю: „А где лейка, краны?“ На меня смотрят с непониманием. Заглянула в соседние парикмахерские, ситуация прояснилось, голову в мойке моют ковшиком из ведра. Зато кресла в стразах. Одноразовые полотенца? Зачем? Обработка инструментов, перчатки, воротнички, маски… О чем я вообще», — удивляется Юлья.
При этом за дешевый маникюр с гелем, без обработки кутикулы и «мимо ногтей» просят 80 солей (1600 рублей). Но стрижки обходятся дешевле. Например, мужа Юльи Олега удалось подстричь всего за пять солей (100 рублей). На это ушло шесть минут. Еще четыре минуты на бритье. Но барберы работали жестко, голову не мыли и инструменты не обрабатывали.
В Трухильо не принято снимать обувь дома. Такая же традиция есть в Калифорнии. В Америке это объясняют тем, что на улицах очень чисто, их моют и снега в некоторых штатах очень мало. Екатеринбуржцы пока не смирились с этим, ведь если у нас ходить по дому в ботинках (особенно осенью-весной!), можно оказаться в грязной луже: «Мы пока по привычке ходим дома босиком, обувь оставляем у дверей. Если к нам заходят местные, разуваться не просим, после гостя быстро моем полы».
К слову, мыть полы в Перу можно только горячей и нормальной водой. Холодной здесь нет. Нормальной водой считается та, в которой не замерзают руки и ноги. «Она подается централизованно, горячую каждый греет самостоятельно. У многих вода греется только для ванны, у нас горячая есть и на кухне — это чудо, по местным меркам», — рассказывает Юлья Ким.
Нет у перуанцев и четкого понимания того, жарко им или холодно. Екатеринбурженка не раз замечала, что местные могут спокойно носить парку или пуховик со шлепанцами или майку и джинсы с сапогами. При этом перуанцы очень любят форму. В ней ходят не только школьники, военные, врачи, но и таксисты, работники корпораций, преподаватели.
Форма у всех разная, узнаваемая и красивая. Например, таксисты ходят в белых рубашках и галстуках. Но девушку больше поражает другое: «Обувь полицейских. Их лакированные ботинки, на которых ни пылинки, ни царапинки. Как?»
Отдельная история — вещи школьников. В Перу вы не увидите привычные нам в России рюкзаки. Вместо них дети берут на уроки чемоданы на колесах. Сверху на выдвигающуюся ручку они надевают сумку-холодильник, в которой носят с собой еду, потому что в школах ребят не кормят. Юлья говорит: «Забавно наблюдать за тем, как стайки детей топают в школу, шурша колесами чемоданов».
После протестов в сквере у Театра драмы, когда полицейские массово задерживали людей, и отрицательного отношения к митингам со стороны властей в целом екатеринбуржцев удивила абсолютно противоположная реакция в Перу.
Микромитинги здесь проходят ежедневно. Причем они очень сдержанные. «Полиция всегда рядом, следит, чтобы беспорядков не было, но никого не разгоняет».
Такое же спокойное отношение встречается во время парадов, ярмарок и праздников, которые устраивают внезапно. Улицы во время массовых мероприятий не перекрывают и не охраняют. Поэтому на дороге легко встретить, например, «парад школьников в ярких костюмах с оркестром, растянувшийся на 200-300 метров, за которыми движется поток машин».
Автомобилисты не сигналят детям и терпеливо едут за процессией или поворачивают на соседние улицы. А теперь представьте, если бы так было в Екатеринбурге. В городе бы случился транспортный коллапс, а водители бы сошли с ума от ожидания и нервного срыва.
Мы рассказали только малую часть того, что удивительного ждет вас в Перу. Подробно о переезде и жизни в южноамериканской стране можно узнать в Telegram-канале /tyttayavperu/ Юльи Ким.