Найти тему
2,9K подписчиков

"Коллекционер" (МТЮЗ)

202 прочитали
источник фото: allinmos.ru
источник фото: allinmos.ru

Что это я все про книги-фильмы? Есть же еще и театр!


Книгу Фаулза я читала несколько раз. Она мне очень нравится, мне вообще интересна тема "узниц подвалов". Фильм по книге мне как-то не зашел, каким-то порезанным он мне показался. Но вот наткнулась я на театральную постановку... как можно пройти мимо такого?

"Коллекционер" 1965г
"Коллекционер" 1965г

Надо сказать, что благодаря залу малого флигеля МТЮЗа очень легко погрузиться в атмосферу спектакля. Зал очень маленький, я бы даже сказала тесноватый, поэтому ты как будто сам замурован в подвале вместе с Мирандой.
Я вот немного хочу отрешиться от ситуации. Да, я понимаю, что похищать другого человека и насильно удерживать его — плохо и уголовно наказуемо, даже, если ты это делаешь от огромной любви. Но! Мне не жалко Миранду. Совсем. И, когда я смотрела спектакль, я все больше проникалась симпатией именно к Фердинанду(Фредерику).

Вообще, по книге я его представляла совсем другим, но Олег Ребров открыл для меня нового Фердинанда! Большого, нескладного, но ... милого. Того, с кем можно договориться. Того, кого можно направить в нужное тебе русло, если только этого захотеть и действовать мягко.
Марина Ворожищева же наоборот показала именно ту Миранду, которую я представляла: ограниченную, с раздутым ЧСВ, серьезно полагающую, что она "человек искусства", но говорящую шаблонными фразами и чужими мыслями.

источник фото: allinmos.ru
источник фото: allinmos.ru

Миранда сама делает из Фердинанда лютоволка. Она долго выкармливает его своими фразами, действиями, разграничениями "я--ты". Сами посудите: с самого начала ставит себя выше. Она не понимает, что находится в ситуации зависимости от этого человека, что здесь нет ни полиции, ни мамы, ни папы, которые могут призвать Фердинанда к порядку, ей бы подыграть ему, найти общие точки соприкосновения, глядишь, он бы и выпустил ее. Но нет! Она оскорбляет, она требует, она унижает, не понимая, что он по сути -- залог ее дальнейшей жизни.

он кормит ее красной и черной икрой, готов вкладываться в ее хобби, дарит цветы и шоколад, не намекает на интим в ответ.... эй, с возрастом я понимаю, что вполне бы поменялась местами с Мирандой

В какой-то момент она понимает, кто она такая на самом деле -- она такая же посредственность, как и Фердинанд. Да, возможно, она более образована, она умеет правильно говорить и знает, что кофе - это он, ей чужды эти деревенские призказки ("ну, кто у нас будет за матушку?"), но у нее также нет своего "Я". Она может долго рассуждать о водородной бомбе, говорить, что она пацифистка, заверять, что она против убийства животных (" но цыпленка-то вы все равно съели") - но это не ее фразы, это не ее мысли. Она не художник, не богема. Она хочет ею быть, но у нее не получается. Она тоже по своему ограниченна. И именно поэтому ее отверг обожаемый Ч.В. - он с высоты своего возраста и опыта разглядел это. Ей нужен такой мужчина, как Фердинанд, восхищающейся ею просто потому, что она есть. Но уже поздно - Фердинанд тоже понимает эту истину.

источник фото: msk.bileter.ru
источник фото: msk.bileter.ru

Исход этой трагичной истории мог быть только таким, каким он получился. Как я думаю, он освободил их обоих.

Вердикт: спектакль смотреть нужно! Тех, кто не читал "Коллекционера" он, возможно, шокирует, но это будет прекрасный шок - как можно было такое придумать? Как можно это воплотить игрой всего двух человек? JulyFox