Один из самых популярных советских актеров 50-х, действительно, с трудом выжил при бомбежке во время переправы через Волгу. Об этом и других малоизвестных фактах их жизни кумира миллионов в этом материале.
Тот самый Николай Рыбников, сыгравший главные роли в легендарных «Весне на Заречной улице», в «Высоте» и в «Девчатах». В тех фильмах, которые и старые смотрят с умилением, и молодежь с удовольствием. Ведь сейчас таких фильмов не снимают. И режиссеры не могут добиться от актеров такой непосредственности и вхождения в образ.
Самое интересное, что артист не рассказывал о своих злоключениях, он лишь однажды доверил эту сокровенную тайну только знаменитой актрисе Инне Макаровой на съемках фильма «Высота». Становится понятным, почему Рыбников так безбашенно исполнял трюки в фильмах сам и никогда не останавливался перед трудностями при съемках – в сравнении с тем, что он пережил в детстве – это были мелочи…
Николай Николаевич Рыбников родился 13 декабря 1930 года в Борисоглебске Воронежской области. Отец, Николай Николаевич Рыбников, работал актером в Борисоглебском драматическом театре. Мать, Клавдия Александровна была домохозяйкой. Когда отец Николая ушел на фронт, мать вместе с двумя сыновьями — Николаем и Вячеславом, переселилась к своей сестре, проживавшей в Сталинграде.
Во время войны, помогая матери, Николай брался за любую работу. Приходилось и стирать. По воспоминаниям актёра иногда дело доходило до того, что с рук слезала кожа – стирать приходилось каустиком, потому что мыла не было.
Ребята рано остались без родителей — война не щадила никого, после трех лет боев с фронта пришла похоронка на отца, а следом за ним умерла и мама...
Но ещё в 1942 году напасть дошла и до города имени Сталина. Во время панического бегства гражданского населения из разбомблённого немцами Сталинграда все перебирались через реку на всём, на чём было возможно плыть. Весь город горел сплошной стеной. В городе заживо сгорели тысячи людей. Вся Волга горела, так как по реке текли ручьи горящей нефти. И Николай, в свои11 лет, чудом перебрался на другой берег. Он не умел плавать и пришлось цепляться за плывущие на тот берег лодки, а люди в лодках били его по рукам, спасаясь сами. И вот всё пережитое им и все детские впечатления от кружащей вокруг смерти (немцы бомбили переправляющихся гражданских людей) и радость спасения вложили в него какой-то неведомой силы заряд духовного свойства, который никогда не перестаёт и только всегда его радует. И любовь к жизни всегда распирает его!… Наверное, за это мы любим его песни, его фильмы, его образы.
После окончания самой большой битвы в истории человечества Николай вернулся в Сталинград, там закончил железнодорожную школу (где, периодически, в одном из углов класса появлялась неубиваемая надпись: «В этом углу стоял маленький Коленька Рыбников». Здесь, на подмостках школьной сцены, и были замечены его актёрские способности. Коля был очень популярен в школе, балагур и весельчак.
После школы учился в Сталинградском медицинском институте, параллельно был актёром вспомогательного состава Сталинградского драматического театра.
Увлекался шахматами, и даже был чемпионом среди юношей. Страсть к шахматам актёр сохранял всю свою жизнь. Среди его близких друзей впоследствии были гроссмейстеры Спасский и Геллер.
Но в 1948 году Николай бросил медицинский, поехал в Москву учиться на артиста, поступил во ВГИК и был зачислен на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, который окончил в 1953 году.. Макарова потом часто вспоминала своего выпускника и говорила о его редком темпераменте, не соответствовавшем простоватой внешности.
Творческий диапазон его был необъятен, но в кино ему всё предлагали играть, как с горечью говорил в конце жизни сам актёр, бригадиров.
Тем не менее эти роли были сыграны им великолепно и прославили на все времена.
Вспоминает Светлана Карпинская, главная героиня фильма "Девушка без адреса":
«Николай Рыбников, по фильму мой возлюбленный, показался мне довольно старым, ему даже специальную накладку делали, имитирующую задорный чуб! Но он был безумно обаятельным, относился ко мне как к ребенку (хотя разница между ними всего 7 лет). Очень трогательно рассказывал о своей красавице Ларионовой, поэтому и ухаживаний за мной никаких не наблюдалось. Перед финальной сценой, когда мы должны были целоваться, я так переживала, что ночь не спала. А как вы думаете? Я же была тогда настоящей невинной девицей – это и на экране видно! Слава богу, сцену снимали на дальнем плане, и Рыбников только делал вид, что целует в губы. Помню, когда он обнял меня и прижался щекой, я зашептала: «Ой, вы такой колючий, как мой папа»….
Мне так хотелось быть красивой и петь, как мои обожаемые звезды. А из меня сделали какое-то чучело: напялили старую юбку, жуткую кофту, дурацкий клетчатый платок и стоптанные босоножки! Я понравилась себе в единственном эпизоде – когда сбегаю с подиума в бальном платье. Почему Рязанов снимал меня в таком «страшном» виде, я не знаю. Кстати, это не только я заметила. Однажды за меня даже Николай Рыбников вступился: «Да распустите ей хоть раз волосы, они такие красивые! Что же она в самом деле, как мымра, в платочке ходит?» Но Рязанов был тверд, как скала.
Все интересующиеся знают, что Рыбников со студенческих времен был влюблен в Аллу Ларионову и в конце концов добился её, прожив с ней оставшуюся жизнь. Это была ещё та история, когда Алла была девушкой маститого Ивана Переверзева («Садко»), а Николай начинающим актером. Но куча факторов, вместе с настойчивостью Рыбникова, с началом его всесоюзной популярности после «Весны на Заречной улице», сыграли свою роль. Пара поженилась, а артист усыновил дочь Ларионовой от предыдущих отношений. И здесь мне показались интересными именно воспоминания самой Алены Рыбниковой:
«Когда мне было 18 лет, мамина приятельница сказала: «Алена, твой биологический отец — актер Иван Переверзев. А Рыбников — прекрасный человек, видишь, как он к тебе замечательно относится». Знаете, никакого шока у меня эта информация не вызвала. Я-то видела, как папа ко мне относится. И не важно, биологический Рыбников отец или нет…»
«Папа обожал играть в шахматы, это была его страсть. Страшно переживал, когда проигрывал — пусть даже знаменитым шахматистам. Хотя они, конечно, ради интереса поддавались ему. Пока мужчины «резались» в шахматы, жены играли в покер. Помню, как бабушка говорила мне: «Алена, пойди скажи всем: «Спокойной ночи!» Захожу в гостиную — накурено страшно, дым коромыслом… Стол накрыт, кто-то выпивает, кто-то играет в покер, кто-то в шахматы… Я: «Спокойной ночи!» Утром бабушка меня одевает и говорит: «Иди поздоровайся». Захожу — та же самая картина, покер, шахматы, за столом — те же самые люди.»
«БЛАГОДАРЯ ролям в кино многим поклонникам Рыбникова и Ларионовой казалось, что отец в жизни был спокойным и уравновешенным, а мама — эмоциональной, взрывной. На самом деле все было с точностью до наоборот. Мама — человек мудрый, удивительно выдержанный. Не помню, чтобы она хоть раз повысила голос. Все продумает, прежде чем что-то сказать… А папа — эмоциональный, мог и вспылить. Он вообще был человеком непредсказуемым, такие финтиля мог отчебучить, все удивлялись… Причем, мне кажется, папе этого и хотелось добиться — удивить всех.»
Кстати, Рыбников умел прекрасно готовить. Своими кулинарными шедеврами он удивлял и своих товарищей по гастролям, создавая из малого удивительно вкусные блюда. Но, конечно, главными его ценителями были жена и дочки.
Алёна Рыбникова:
«У папы были потрясающие соленья. Он даже арбузы засаливал. У нас в Марьиной Роще был гараж, и отец специально попросил мужиков-работяг, чтобы они сделали погреб для домашних заготовок. Особенно славились у гостей помидоры по-рыбниковски. Известный режиссер даже сказал: «Какая красная икра сравнится с этими помидорами?!» Отец утром пойдет на рынок, вернется, увешанный авоськами с зеленью, помидорами, приправами. Никаких рецептов и пропорций он не придерживался. Банки не кипятил, крышки использовал обычные, полиэтиленовые. И при этом ничего у него не взрывалось! Рука легкая была…»
«Нашим традиционным семейным блюдом были пельмени. Из шкафов вынимался дешевый ситчик, и мама шила из него много-много фартуков. Готовилась бадья фарша, столько же теста. Все, кто приходил к нам в гости, тут же мыли руки, надевали фартук и вставали лепить пельмени… Вообще родители были очень гостеприимными людьми. Денег, конечно, немерено уходило на эти пиршества. Любимая папина поговорочка была: «Вся зарплата в унитаз уходит».» Помните, потом такая шутка стала известной на всю страну из уст Михаила Жванецкого?
«Кстати, на «кулинарной почве» мы с отцом даже ругались (улыбается). Как сейчас помню: воскресенье, утро. Мама, я и младшая сестра Ариша спим как мертвые. А папа — жаворонок, вставал в полшестого. В 7 утра просыпаемся от грохота кастрюль. Мы все в один голос: «Ну сколько можно?! Что ты шумишь в такую рань? Выходной день все-таки!» Он: «Я им тут вкусности готовлю, могли бы и потерпеть!» Он, оказывается, успел сбегать на рынок, холодец уже делает, все у него кипит-шипит на плите… А иногда отец говорил: «Так, сегодня дома ничего готовить не буду. Мы едем в ресторан «Украина».»
«Помню один случай. Отец утром собрался и, никому ни слова не сказав, ушел. А вечером вернулся с цветным телевизором! По тем временам это была сумасшедшая роскошь, достать технику было невозможно… Отец всегда был добытчиком. У нас дома были и стиральная машина, и холодильник. Он спускался к мясникам в подвалы, чтобы мясо добыть.»
А ещё у Рыбниковых была роскошная библиотека. Они часто выезжали на гастроли в глубинку, где в отличие от Москвы и других крупных городов можно было купить хорошие книги. Что могли, они привозили с собой, а остальное отправляли посылкой и на почте получали свои книги.
Со временем слава Николая сошла на нет. Пришли новые герои, ему стали предлагать роли второго, третьего плана. Но театр, гастроли, индивидуальные концерты помогали жить дальше. Тем более, что зритель актеру никогда не изменял и его выступления всё время собирали аншлаги.
В 1990 году, в общем-то, ещё в расцвете сил, в 60 лет, неожиданно, Николай Рыбников ушел из жизни. Ничего не предвещало этого несчастья… «С утра папа сходил на рынок, вернулся, выпил рюмку коньяка и прилег отдохнуть… Как выяснилось при вскрытии, у него произошел инсульт. В августе 1990 г. отец закрутил свои фирменные помидоры, а в октябре мы их ели на его поминках… Все говорили: «Знаменитые рыбниковские помидоры…»
Да, давно большого артиста нет с нами, но его герои: влюбленный сталевар Саша Савченко, заносчивый, но растаявший бригадир Ковригин, дерзкий Кочубей навсегда останутся в наших сердцах, да и в памяти будущих поколений.
А давайте-ка, напоследок вспомним его главную песню такую светлую и искреннюю:
Что ещё интересного вы можете почитать у нас о кино:
- Правда о высадке союзников в Нормандии, почему я не верю фильму "Спасти рядового райана".
P.S. Друзья, на своем канале я публикую материалы на разные темы. На те, которые мне интересны, и я не хочу зацикливаться на чём-то одном. Если вас они тоже увлекают – подписывайтесь на канал, и будете получать новые статьи первыми. Поройтесь на ресурсе под моей фамилией, найдете там ещё много чего. Буду благодарен за положительную оценку в виде нажатого большого пальца кверху. Сам буду оценивать ваши ценные комментарии и пожелания! Делитесь материалами в социальных сетях, пусть ваши друзья тоже прочитают. Хорошо?