Я иду по берегу в резиновых броднях, шурша прошлогодними листьями и сухой травой. Вниз по реке сплавляет резиновую лодку с нашими спальниками и оборудованием мой давний друг и коллега Сергей Чаиркин. Гриновское счастье пушистым котенком мурлычет во мне оттого, что весна и я открываю полевой сезон, оттого, что городская рутина уже не для меня, оттого, что мне предстоит встреча с чудом. Это забавный каламбур, но чудо оставлено «чудью» — так в дореволюционной России называли народы, населявшие в древности Европейский Север, Урал и Западную Сибирь. «Чюдскими», или «чюдцкими», в соответствии с нормами орфографии своего времени, письменами Семен Ремезов в начале XVIII в. называл наскальные рисунки Ирбитского Писаного Камня в «Служебной чертежной книге», посвященной описанию Кунгурского уезда.
Ирбитская скала была одной из первых писаниц, ставших известными образованной общественности в России и за ее пределами. Впоследствии благодаря стараниям пленного шведского офицера Страленберга, придворного историка Г. Миллера, главного кассира Нижнетагильских заводов Д.П. Шорина, отставного писаря Топорковской волости И. Толмачева и многих, многих иных людей, чьи имена не сохранила история, становятся известны другие пункты с древними изображениями на скалах по берегам уральских рек и озер. К началу XX века их насчитывалось около 30, и для их копирования и изучения по заданию Императорского археологического общества был послан Владимир Яковлевич Толмачев.
Однако результаты его работ так и остались не опубликованными из-за Первой мировой войны, Октябрьской революции и последовавшей за ней эмиграции… Только в первой половине XX столетия к исследованию Карта расположения памятников наскального искусства на Урале наскальных изображений Урала на подлинно научной основе приступил Валерий Николаевич Чернецов — археолог и этнограф, всю свою жизнь посвятивший изучению древней истории Урала и Западной Сибири.
Примечательно, что первое его знакомство состоялось именно с тагильскими наскальными рисунками, когда в 1927 г. он в одиночку совершил сплав по реке для предварительного знакомства с этими удивительными памятниками. Известия о тагильских писаницах впервые появились в 1804 г. в книге Никиты Попова «Хозяйственное описание Пермской губернии». К концу XIX в. побывавший на Тагиле по заданию Московского археологического общества Н. Гондатти отметил семь пунктов с древними рисунками. В 90-е гг. XIX столетия секретарем Уральского общества любителей естествознания О.Е. Клером была предпринята попытка подготовки свода по всем известным тогда уральским писаницам с привлечением художника А.А. Шереметьевского.
Был составлен альбом из 38 таблиц с сотнями рисунков, где тагильские «писанцы» занимали самую существенную часть. Но эта инициатива так и не стала публичным достоянием. Завершил начатую работу на определенном уровне исследований уже упоминавшийся В.Н. Чернецов. После окончания экспедиционных работ по кропотливому копированию древних наскальных рисунков под эгидой Института археологии АН СССР Валерий Николаевич приступил к публикации собранных материалов. И первая книга в его двухтомном своде «Наскальные изображения Урала» была посвящена тагильским писаницам, которых к тому времени (1964 г.) насчитывалось 14.
Как и тогда, река Тагил по сию пору остается самой богатой на Урале по количеству обнаруженных на ней писаниц, только теперь этих пунктов 20. Мы с Сергеем здесь для их фотосъемки. Много лет я занимаюсь изучением уральских наскальных изображений, результаты этих работ опубликованы в статьях и научных монографиях. Однако за пределами научной общественности это культурное наследие мало кому известно. Даже встреченные на самой реке местные охотники и рыбаки ничего не слышали о «чудском письме». И вот, наконец, Министерство культуры Свердловской области выделило деньги на издание иллюстрированной книги, посвященной этим изумительным памятникам.
Я бреду с фотоаппаратом с надеждой на удачный исход нашего предприятия. Ведь какое бы содержание ни было заложено в наскальных рисунках, мы имеем дело с великолепной художественной традицией, заслуживающей сохранения и деликатной интеграции в современную культуру.
Рядом с этими удивительными памятниками я всегда вспоминаю слова моего английского друга, археолога и писателя Пола Бана: «Чтобы мы делали, если бы на свете не было наскального искусства? »
Оригинал статьи размещен в октябрьском номере журнала Уральский следопыт за 2008 год здесь
http://www.uralstalker.com/uarch/us/2008/10/26/
Автор Владимир Широков
Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите "палец вверх" и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях.