Найти в Дзене
жена итальянца

Отец Георгий крестил офицеров посреди океана, а теперь "приручает" прихожан в городе на воде

В Венеции впервые за 17 лет со дня создания прихода святых жён-мироносиц Русской православной церкви поменялся священник. Приход создал отец Алексей Ястребов. Этим летом его отозвали на родину – в Москву, сам 49-летний батюшка родом из Подмосковья. И вот на смену ему около месяца назад пришёл отец Георгий Гончаров, никогда прежде в Италии не служивший. Для прихожан это событие стало громом среди

В Венеции впервые за 17 лет со дня создания прихода святых жён-мироносиц Русской православной церкви поменялся священник. Приход создал отец Алексей Ястребов. Этим летом его отозвали на родину – в Москву, сам 49-летний батюшка родом из Подмосковья. И вот на смену ему около месяца назад пришёл отец Георгий Гончаров, никогда прежде в Италии не служивший. Для прихожан это событие стало громом среди ясного неба. Не все приняли новую ситуацию.

Несколько раз службы завершались выяснением отношений и словесными перепалками между представителями двух “лагерей”.

Но священник, как военный, его в любой момент могут направить на новое место служения, не взирая на заслуги и сложившуюся жизнь.

Мы побеседовали с новым настоятелем православного прихода в Венеции, чтобы познакомить вас с ним и его точкой зрения.

- Я впервые стала свидетельницей открытого конфликта в храме. Почему его не удалось избежать?

- Ситуация ординарная. Люди, долго пребывая в одном месте, врастают в обстоятельства, думают, что они вечные, но всё меняется. Необходимо адаптироваться к переменам. Но не все на это способны. В чём, собственно, конфликт? Несколько человек пытаются сохранить свой статус-кво, что означает - «возврат к исходному состоянию». Это происходит во всех сферах жизни. Я не вижу сложностей, соприкасаюсь с людьми: открытыми, добрыми, сердечными, способными понимать и развивать своё церковное присутствие в Венеции. Особом городе, тесно связанным с Византией, колыбелью православия, требующем совсем иного подхода к жизни. Каждое здание насыщено историей. Здесь нет машин, все ходят пешком, тащат сумки из магазина. Все равны, есть нормальная определённая демократия. На лимузине никто не проедет. Когда смотрим под этим ракурсом на происходящие события в жизни, видим очень многие соединения звеньев под названием Жизнь. Важно, чтобы звенья были хорошо в голове упорядочены, и тогда выстраиваем последовательное системное понимание, иначе Италия, Венеция и Византия будут существовать отдельно.

- Можно пару слов о вашем последнем месте служения?

- Оно проходило в странах Западной Европы – Швейцарии и Франции. В Женеве несколько лет я был заместителем председателя Русскоязычного культурного альянса и являлся представителем РПЦ при Всемирном совете церквей. Кроме того, в Женевском университете я преподавал философию. Немножко помогал русской зарубежной церкви: были сложности, священников не всегда хватает для совершения регулярных богослужений в разных местах. Со всеми складывались хорошие отношения, не припомню никаких осложнений.

- Два года назад вы были свидетелем так называемого раскола в приходе Крестовоздвиженского собора в Женеве. Могли бы прокомментировать тот конфликт и вашу роль в нем?

- Этот конфликт был красочно расписан на многих церковных ресурсах, но там дан взгляд только одной стороны конфликта. Однако, он был исчерпан, поскольку ресурсов для его продолжения у сторонников Архиепископа Михаила в избытке не оказалось и Владыка ушёл на покой, а в Женевском храме воцарился мир.

Могу засвидетельствовать о прекрасных отношениях между священнослужителями и прихожанами Крестовоздвиженского собора.

- Вы сами когда-нибудь создавали свой собственный приход с нуля, как отец Алексей в Венеции?

- Четыре года назад по благословению Русской Православной церкви я открыл православный приход Всех Святых в городке Анси (Франция), в 60 км от Женевы, где проживал. Службы проводились раз в месяц. Прихожанами там являются верующие, которые выехали за границу после распада СССР.

Отец Георгий с прихожанами православного прихода в Анси
Отец Георгий с прихожанами православного прихода в Анси

- Вас что-нибудь связывало с Италией?

- Судьба человека вне человека: когда родился, зачем, почему, куда поехал, как умер? С Венецией и Италией в моей жизни не было особых пересечений. Я много занимался вопросами церковной дипломатии, был представителем Русской Православной Церкви при разных международных организациях. В Венеции бывал с частными визитами.

- Знакомы ли вы с отцом Алексеем, который служил в Венеции до вас?

- С отцом Алексеем имел несколько бесед по телефону и одну очень короткую встречу, после которой трудно делать какие-то выводы. О его деятельности на приходе достаточно красочно и содержательно рассказано на его сайте.

- Будете ли вы служить в храме Святителя Николая на острове Лидо православные литургии?

- На днях я нанёс визит настоятелю этого храма Дон Паоло, он туда недавно назначен. Мы нашли общий язык. (В этом храме хранятся мощи святителя Николая – самая большая часть после Бари – авт.,).

- Вы владеете итальянским?

- Нет, английским, но планирую изучать итальянский. Мне пока помогают общаться. Я приехал месяц назад, занимался поиском жилья. Всё оказалось гораздо сложнее, чем можно было предположить. К счастью, вопрос решился. Я живу в 15 минутах ходьбы от храма. На днях ко мне приехала моя матушка Татьяна и очень быстро вдохнула в нашу новую квартирку тепло и уют, наладила мой быт. Я без неё как без рук.

- Кто обычно организует быт священника?

- По-разному. Я приехал в Венецию с чемоданчиком, не зная никого и ничего. Вышел на площадь. Иногда чувствовал себя как герой Андрея Миронова в фильме “Бриллиантовая рука”. Венеция – город-лабиринт. Сейчас ориентируюсь по главным указателям. Благодарю тех лиц, которые помогают, подсказывают, где какие места.

- В Венеции вы – приходской священник или планируете также продолжать дипломатическую деятельность?

- С одной стороны я - настоятель прихода святых жён-мироносиц, а также – представитель РПЦ, других в Венеции всё равно нет. Считаю важным также строить отношения с католиками, православными (греками, армянами) и экуменическими церквями и по возможностями светскими организациями, например, Венецианским университетом.

- Как вы представляете жизнь своего православного прихода?

- Я не помню себя вне Церкви и убеждён, что приход должен быть одной семьей. В каждой семье бывают разные недоразумения, которые в силу своих глубоких, добрых отношений преодолеваются и восполняются любовью. Каждый прихожанин, согласно своему пониманию и умению, может и должен активно участвовать в жизни прихода, нести различные послушания. Жизнь коротка и очень жаль растрачивать её на глупости. Счастлив тот, кто видит красоту и славит Бога!

- Над православным приходом в Венеции не первый год нависает угроза выселения из здания католической церкви Сан Зан Дегола. Что вы думаете предпринять?

- Я только вникаю. Ситуация юридически не прописана. Думаю, что с помощью Божьей и добрых людей мы её исправим. С католиками нужно иметь хорошие отношения, чтобы выстраивать связи на пользу Русской церкви, но не в ущерб католической.

- В Падуе (40 км от Венеции) есть православный храм от РПЦ, но там службы ведут только на молдавском. Та же ситуация в Виченце – другом городе области Венето. В Русской церкви больше не служат на русском!

- Внук Молотова (крупного политического деятеля, министра иностранных дел СССР – авт.,), историк Вячеслав Никонов приводил цифру, что по его оценке после распада союза, 56 миллионов человек оказались вне русскоязычного пространства. Многие из тех, кто родились на чужбине, русского языка не знают. Русские православные приходы как раз и стали тем самым очагом, содержательной частью духовного религиозного, культурного пребывания в стране.

Отец Георгий и Отец Михаил (Гундяев) в Женеве
Отец Георгий и Отец Михаил (Гундяев) в Женеве

- Для меня православная служба неразрывна связана с родной речью. Может быть, это неправильно?

- Вполне объяснимое чувство! Зарубежом человек ищет соприкосновение со своей матрицей. Русский язык - глубинная содержательная часть российской истории, культуры, передачи информации. Чем более человек интеллектуальный, тем он объемнее выражает форму языка, помогает сохранять и передавать содержательную часть. Если язык начинает видоизменяться, сужаться, глубинные представления теряют ценность.

- Нет опасности перехода на молдавский в приходе в Венеции?

- При моей жизни здесь этого не должно произойти. В церкви нет разделения на национальности. Язык передаёт духовное содержание. Только посредством русского языка мы можем находить связи. В нашей службе присутствуют компоненты разных языков. Каждому хотелось бы услышать своё близкое, но без нарушения общей гармонии восприятия.

- Возможно ли построить свой православный храм в Венеции? Румынская диаспора недавно возвела в Местре (материковая часть Венеции).

- Проблема не в храме, а в содержательной части. По-моему представлению, православный храм должен быть в самой Венеции. Если он будет на материке, то потеряется понимание, что это храм в Венеции. Это город такой притягательной силы, что должен иметь присутствие Русского Православия. Здесь проходят международные художественные выставки, фестивали, конференции, я уже не говорю о количестве туристов.

- Хотели бы перестроить один из католических храмов в Венеции?

- Получить в долгосрочную аренду какое-то приемлемое здание и по-возможности сделать элементы перестройки таким образом, чтобы он полностью совпадал с контурами русского православного восприятия. Если место будет потеряно, кто из приезжающих поедет в Местре? Вряд ли поедет!

Мы надеемся, что при благоприятных обстоятельствах и с Божьей помощью появится возможность юридического оформления и осуществления проекта русского православного прихода в Венеции.

- В России часто бываете?

- Каждые три месяца по паре дней по разным причинам.

- Как происходит назначение священника?

- Не могу сказать про все ситуации. Обычно имеются предложения: они либо принимаются, либо – отклоняются. Кандидатура утверждается и человек едет.

- У вас был выбор?

- Мне сделали предложение, которое я принял.

- Ваша семья не захотела ехать с вами?

- У меня взрослые дети, они получили отличное экономическое образование за рубежом, у них хорошая работа в Женеве. Когда я первый раз выезжал зарубеж, дочке было пять лет, она в России и не жила. Сын родился уже за границей. Матушка Татьяна тоже - человек с очень высоким уровнем образования, культуры, ответственности. Она всегда со мной. Вот уже 45 лет.

- У отца Алексея и матушки Светланы тоже сложилась своя жизнь в Венеции, здесь выросла их дочь.

- Вопрос деликатный. Я не могу что-то решать и что-то кому-то рекомендовать, это было бы великой глупостью с моей стороны. Человек живёт и действует, согласно ситуации и обстоятельствам. Теоретически можно плести какие угодно узоры, а в конкретной ситуации человек формирует решение. У отца Алексея были свои представления, у его супруги - иные. Не берусь комментировать.

- От какой должности вы освободили матушку Светлану?

- Не было никакой должности. Она выполняла послушание. По итальянским законам храмы должны быть открыты и матушка Светлана этим занималась – отпирала замки на два часа для паломнических групп. К матушке Светлане недоброжелательных чувств не испытываю. Но ничего пожизненно и навечно не даётся.

Вот завтра будут менять электропроводку в храме, нужно, чтобы кто-то из прихожан подежурил.

Конференция в Лихтенштейне
Конференция в Лихтенштейне

- Отец Георгий, вы объездили чуть ли не весь мир, были даже в Австралии. Что самое яркое вспоминается из ваших служений?

- В 1992 году я был представителем Русской церкви на XVI зимних Олимпийских играх в Альбервиле (Франция). Там, в одной из церквей я совершил таинство крещения Татьяны Тарасовой - Заслуженного тренера России по фигурному катанию. Она даже упомянула меня в своих мемуарах.

Однажды мне посчастливилось побывать в круизе на борту военного корабля “Гангут”, который был до отказа набит высокими чинами, офицерами, знаменитостями и потомками поэта Александра Пушкина. Я там был единственным священником, совершал литургии и прямо посреди океана крестил желающих офицеров и матросов.

Мы тогда посетили много святых мест, в том числе остров Корфу, где совершили молебен у мощей Святителя Спиридона Тримифутского.

Затем мы пришли в Кронштадт и Санкт–Петербург, где встречались с Митрополитом Ленинградским и Ладожским Иоанном Снычёвым (ныне покойным) - одной из ярчайших личностей в истории Русской Православной Церкви XX века.

Записала Катерина Мигулина

ДОСЬЕ:

Протоиерей отец Георгий Гончаров родился 21 апреля 1950 года в Куйбышеве (ныне Самара). В 1972 отслужил в армии. 1975 году обвенчался с матушкой Татьяной, и в том же году был рукоположен в сан священника. Таинство провёл Митрополит Владимир Сабодан в Покровском храме Московской Духовной академии (в Сергиевом Посаде). В 1979 году окончил Московскую Духовную Академию при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Затем окончил аспирантуру, научное звание - кандидат богословских наук.

Работал референтом у ответственного секретаря Издательского отдела Московского Патриархата (МП), референтом у ответственного секретаря Отдела внешних церковных сношений МП, служил на московских приходах: в храме Воскресенья Словущего в Брюсовом переулке – с самим митрополитом Питиримом, а также - в храме Всех Святых на Соколе.

Занимал следующие должности:

представитель Русской Православной церкви (РПЦ),

заместитель генерального секретаря Христианской мирной конференции (была такая международная организация в Праге, где отец Георгий прожил 10 лет),

представитель РПЦ при Всемирном совете церквей,

участник сессии Комиссии по правах человека в ООН в Женеве, советник конгресса русскоязычных обществ Швейцарии и Люксембурга.

Одна из последних должностей – председатель комиссии по воскресным школам в Москве.

У отца Георгия двое взрослых детей и внук Николай.

Текст был опубликован в №50 газеты "Аргументы и Факты. Европа" за 11 декабря 2019 года (в блоге - полная версия)

Читайте также:

"Венеция у всех одна" или как высокая вода дважды разрушила "Бабайку"

Чтобы найти интересующие вас тексты, заходите в мой

Путеводитель по каналу “Жена итальянца”. Темы и рубрики

Благодарю за подписку и лайки!