В наши дни каждый второй комментатор на сайтах автоизданий ощущает себя экспертом в области автомобильного дизайна и истории, и каждый первый – осуждает производителей спортивных автомобилей, предающих многолетние традиции в угоду растущему спросу на дорогие спортивные внедорожники. Пример ребят из Porsche, доказавших всему миру, что SUV от изготовителя знаменитых спорткаров могут быть в разы популярнее и прибыльнее самих спорткаров, оказался заразителен, и в следующие десять лет на рынке появились внедорожники под традиционного «легковыми» брендами Bentley, Aston Martin и даже Rolls Royce. И только Lamborghini, уже два года выпускающая рекордно быстрый «полноприводник» Urus, может похвастать славным внедорожным прошлым:
Легендарный LM002 с двигателем V12, дебютировавший в 1986 году, вызвал настоящую сенсацию среди автомобильных энтузиастов и журналистов. Ещё со времён легендарных Miura и Countach Lamborhini заработала репутацию компании, регулярно шокирующей публику своими неординарными автомобилями, и первый в своём роде спортивный внедорожник LM002 поддержал эту традицию. История увлечения Lamborghini внедорожной техникой (тракторы не в счёт!) началась примерно десятью годами ранее, когда инженеры компании создали первый прототип армейского автомобиля под названием Cheetah (Гепард). В 70-х итальянский производитель суперкаров оказался в крайне сложно положении и рассматривал военные контракты как способ решения накопившихся финансовых проблем:
Как раз в те годы армия США подыскивали новый многоцелевой внедорожник с возможностью бронирования на замену заслуженным, но окончательно устаревшим Jeep. Для участия в американском тендере Lamborghini в кооперации с Mobility Technology International (MTI) сконструировали и собрали заднемоторный прототип cо 180-сильным двигателем V8 5,9л и автоматической коробкой передач Torqueflite от Chrysler. Но пластиковый кузов не удовлетворял требованиям военных, а слабоватый американский мотор тянул получившуюся двухтонную конструкцию на пределе возможностей. Ну и добило итальянский проект то, что американские военные решили не связываться с иностранным производителем, а с партнёром возникли разногласия насчёт использования патентов.
Из-за последовавших проблем в 1978 году Lamborghini обанкротилась, а в 1980 перешла к новым швейцарским владельцам, которые сразу же затеяли обновление модельного ряда. Уже в 1981 году в Женеве были представлены спорткар Japla и прототип внедорожника LM001, по сути представлявшего собой развитие идей заднемоторного Cheetah:
В процессе доводки LM001 двигатель заменили на безумный 444-сильный 5,2литровый V12 от Countach в паре с 5-ступенчатой механикой и переместили вперёд; появилась система полного привода с прочной двухступенчатой раздаткой. Ставший более угловатым образ дополнили огромные колёса с 17-дюймовыми дисками и широченными шинами Pirelli Scorpion Zero, «сваренными» специально для этого автомобиля. Дизайн получившегося Lamborghini LM002 не оставлял сомнений в происхождении внедорожника!
Так как LM002 готовился исключительно для гражданского использования, отделку интерьера постарались сделать максимально роскошной с использованием дорогих материалов, установили 4 комфортных кожаных сиденья, электрические стеклоподъёмники, кондиционер. Премьера первого внедорожника Lamborghini прошла уже при следующих владельцах, в 1986 году в Брюсселе:
Для дорогого внедорожника (в пару раз дороже топовой BMW 7 серии тех времён!) продажи шли неплохо, до окончания выпуска в 1993 году удалось продать более 300 автомобилей, в том числе в армии пары арабских стран. В 2000-е годы благодаря растущему интересу к роскошным скоростным внедорожникам LM002 стал желанной целью для многих коллекционеров, с тех пор эти автомобили многократно выросли в цене. Задолго до G55 от AMG именно LM002 первым примерил образ угловатого, тяжеленного (2700 кг!), сверхмощного и скоростного (9с до 100 км/ч и 200 км/ч максимальной скорости) внедорожника:
LM002 1988 года, представленный на этих фотографиях, нашёл своего первого владельца в Майами. В 90-х внедорожник вместе с владельцем переехал в Нью-Йорк, а в 2004 году был продан местному коллекционеру. Пробег на данный момент составляет чуть больше 18000 км. Чёрный окрас, серый кожаный салон и стальные колёса с шинами Pirelli размером 345/60R17 сохранились с завода в идеальном состоянии. Также в гараже владельца до сих пор хранится второй комплект шин с другим рисунком протектора, предназначенным специально для передвижения по песку: