710. ЖЕРМЕН ДЮЛАК, «РАКОВИНА И СВЯЩЕННИК», 1928
02.01.2018, пятница, 21:13
Вот и добрался я до «Раковины и священника», фильма о том, как священник не добрался до раковины. Сюрреализм вроде бы направление, исповедующее бессмыслицу, а все же чаще всего в основе этой бессмыслицы лежит трагедия. В чем же трагедия здесь? Я над этим долго голову не ломал, а сформулировал просто. Священник может многое знать о раковине (через исповедь), но не может ею обладать. Я думаю, не надо говорить о символическом значении такого предмета как раковина. Короче, я ввожу термин: несовокупление, термин этот весьма печален, его наиболее выпуклыми воплощениями в культуре служат католический священник и исповедующаяся дама.
Сценарий к фильму написал Антонен Арто, который довольно четко сформулировал свои идеи насчет логики сна, то есть того состояния, внутри коего мы, как правило, не добиваемся желаемого. Обычно это касается стремления побежать, куда-то войти или полететь, но и совокупления тоже, которое во сне становится несовокуплением. Собственно, последнее аллегорически изображено в сцене, когда священник пытается проникнуть за дверь, но всякий раз ему приходится начинать сначала.
Нужно сказать, что Жермен Дюлак вполне виртуозно владела наработками киноэффектов далекого 1928 года. Она передала не только логику, но и атмосферу сна. Атмосфера тревожная, что еще раз наводит на мысли о негативном посыле сюрреализма. (Потому что что ей мешало залепить веселый сон?) Вдобавок это еще и атмосфера бессилия. Бессилия отнюдь не мужского (надо полагать, что необходимая часть тела у священника работает хорошо), но бессилия перед достижением самой заветной своей мечты; нужно ли подчеркивать какой именно?!!
Так вот. Желаемое всегда манит нас беспощадно, особенно если в дело вмешиваются природные инстинкты. Посему страдание тоже может предстать бесконечным. И явление это в своей сути иррационально. Отсюда и появление в 1928 году таких шедевров как «Раковина и священник» и «Андалузский пес». Лучшего способа, чем сюрреализм, для воплощения хаоса и бессилия я не знаю. И при том, что я упомянул о негативной для восприятия стороне сюрреализма, не могу не отметить, что есть и веселая, жизнеутверждающая сторона, которая встает на нашу защиту в том случае, если мы смеемся над невзгодами и делаем хорошую мину при плохой игре.