Найти тему
Новости Узбекистана Podrobno.uz

Как Узбекистан намерен победить "аптечную мафию" и снизить цены на лекарства. Версия Антимонопольного комитета

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Уж чего–чего, а аптек в Узбекистане более чем достаточно. Зачастую на одном только перекрестке двух улиц этих торговых точек может быть с добрый десяток.

Казалось бы, уровень конкуренции между ними просто зашкаливает, а значит и цены на лекарства и изделия медицинского назначения должны быть низкими. Но, увы… Как показал анализ этого рынка, в нашей республике такие социально значимые товары продаются значительно дороже, чем во всех странах СНГ и многих других государствах. Почему?

С этим вопросом корреспондент газеты Nalogi Plus обратился к первому заместителю председателя Антимонопольного комитета Республики Узбекистан Бабуру Каримову.

– К сожалению, это действительно так. Мы, вместе с Агентством по развитию фармацевтической отрасли и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, проанализировали положение дел в этой отрасли. По нашим данным, цены на лекарства, по сравнению, например, с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном у нас значительно выше.

По некоторым видам разница составляет от 10 до 100 процентов. Возьмем такой популярный препарат, как Магний В6. В Ташкенте он стоит в среднем 55-60 тысяч сумов. Если пересчитать на узбекские сумы, то в столицах Казахстана и Киргизии его можно купить по 40 тысяч сумов, в Душанбе — по 30, а в Москве – по 36 тысяч, – говорит Бабур Хасанович. – И это не может не вызывать справедливых нареканий со стороны потребителей.

Только за 10 месяцев этого года в комитет поступило около 250 жалоб. Примерно половина из них касается завышенных цен, по которым реализуются лекарства и изделия медицинского назначения. А еще, люди не понимают, почему в аптеках, даже тех, что находятся чуть ли не на расстоянии пяти шагов друг от друга, разница в ценах на одни и те же препараты составляет от 10 до 25 процентов и больше.

– Как сложилась такая ситуация?

– Здесь больше субъективных, чем объективных причин. Постановление Кабинета Министров «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан от 4 января 2016 года (№ ЗРУ-399) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» предусматривает, что предельный размер торговых надбавок от закупочных цен, включающих цену контракта на импортные лекарства и медикаменты, таможенные платежи и прочие расходы, для оптовой торговли не должен превышать 15 процентов от покупной стоимости, а для предприятий розничной торговли — не более 20 процентов от оптовой стоимости.

И это, в принципе, не сложно контролировать. Но, сохраняя такой уровень надбавок, предприниматели от фармацевтики идут на другие ухищрения.  Так, не редко контракты с поставщиками импортных медикаментов заключаются с предоставлением скидок. И эти скидки могут составлять и 50, и 80 процентов. А это, в свою очередь, дает возможность устанавливать неоправданно высокие закупочные цены.

И еще такие расхождения на внутреннем рынке также связаны с большими скидками предоставляемыми иностранными поставщиками отдельным местным импортерами по обоюдному соглашению. Также уместно отметить, что, если местный импортер заключил «эксклюзивный» контракт с иностранным поставщиком и при этом существует высокий спрос на его продукцию (в том числе за счет известных брендов), то скидки могут быть не такими высокими.

В этом случае применяется завышенная первоначального стоимость контракта. Прибыль будет достигнута за счет высокого спроса. Этим и объясняется такой разлет цен в наших аптеках. Они во многом зависят от договоренностей с компаниями – производителями.

Надо сказать, что на мировом фармацевтическом рынке существует очень серьезная конкуренция. И она не всегда честная. В борьбе за потребителя компании – производители медикаментов идут не только на большие расходы по рекламе своей продукции, улучшению внешнего вида упаковок, снижению себестоимости и так далее. Они не чуждаются и таких приемов, как сговор и даже подкуп.

 – Что вы имеете ввиду?

– Обратите внимание на рецепты, выписываемые врачами. Они назначают медикаменты под конкретными названиями. Иногда даже произведенные и запатентованные на определенных фармацевтических предприятиях. И, практически, никогда не пишут названия содержащихся в них активных лекарственных веществ. Я далек от того, чтобы утверждать, что все доктора в этом замешаны, но очень многие из них хорошо «обработаны» производителями препаратов, импортерами или теми, кто их продает. То есть, лично заинтересованы в том, чтобы вы покупали именно это лекарство и именно этого изготовителя. А иногда и называют конкретную аптеку, где «лучше» его купить.

Таким образом, потребитель лишается возможности выбора и покупает то, что «доктор прописал». А вот если бы они указывали в рецептах названия не лекарства, а действующего вещества, тогда бы больной мог сам выбирать, какой медикамент ему купить, в том числе, и в зависимости от цены.

Я бы предложил за такие сговоры ввести уголовную ответственность, как это делается, например, в Российской Федерации, и рассматривать их, как экономическое преступление.

Надо помнить, что, рекламируя свои препараты, фармацевтические компании нередко лукавят, впрочем, как и косметические. Ничего, кроме смеха не вызывает, когда с экрана телевизора 17-летняя девушка заявляет: «у меня нет морщин, потому, что я пользуюсь кремом для лица такой-то фирмы» или 60-летний мужчина, у которого так болела поясница, что он не мог разогнуться, втер в нее крем «Долгит» и, схватив на руки огромную собаку, тут же побежал ее купать.

Тем не менее, реклама хоть и медленно, но верно делает свое дело. И вот уже граждане спешат в аптеку покупать препарат раскрученного бренда по неимоверной цене, даже не задумываясь о том, что другое, менее раскрученное лекарство, с тем же действующим веществом можно приобрести значительно дешевле, а эффект будет абсолютно одинаковым.

Большая часть населения и не догадывается о том, что существуют дженерики – лекарственные средства, содержащее химическое вещество — активный фармацевтический ингредиент, идентичный запатентованному компанией –первоначальным разработчиком лекарства. Они производятся и продаются после истечения срока действия патента и, соответственно, монополии компании — патентодержателя другими производителями под международным непатентованным названием либо под коммерческим названием, отличающимся от фирменного названия разработчика препарата.  Такие лекарства, конечно же, стоят гораздо дешевле.

До сих пор мы говорили о проблемах граждан, а представьте, что нечто подобное происходит и с системой госзакупок. А это – снабжение медикаментами и медтехникой десятки тысяч больниц, поликлиник, медицинских пунктов детских садов, школ, лицеев и колледжей, высших учебных заведений. А приобретение лекарств, реализуемых на льготных условиях онкологическим больным, диабетикам, людям, страдающим тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями? Трудно представить, сколько денежных средств можно было бы сэкономить, если поменять всю это схему.

– Есть ли какие-нибудь конкретные предложения, как это нужно сделать?

– Не только предложения, но и их глубокая проработка. По поручению Президента нашей страны, совместно с Агентством по развитию фармацевтической отрасли и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, готовим проект нормативно-правового документа, который изменил бы весь механизм регулирование цен на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, а также порядок их закупок.

Конечно, прежде всего, мы задались вопросом: почему в соседних странах и в других государствах цены ниже, чем у нас. И выяснили, что более, чем в трех десятках из них используется референтное ценообразования. То есть, цены на лекарства формируются, исходя из сравнения с ценами на них в государствах, с примерно одинаковыми уровнями экономического и социального развития и покупательскими возможностями их граждан.  В расчет может также браться и их географическое расположение.

При этом в Болгарии, Австрии и Италии точкой отсчета служат средние внешние референтные цены. В Испании, Польше и Венгрии – применяют метод наименьшей стоимости. Интересно, что в некоторых государствах такие цены применяются ко всем видам лекарств. Это практикуют Беларусь, Бельгия и Чехия. А в России, Казахстане и Нидерландах референтные цены применяются только в отношении определенных видов препаратов.

Уверен, что многое из этого опыта было бы полезно применить и у нас.  На наш взгляд, целесообразно внедрить механизм формирования цен на основные виды медикаментов на основе внешних референтных цен.

Для этого понадобиться создать единую базу данных, которая позволила бы сравнивать предложенные закупочные цены с ценами на аналогичные препараты в других, сопоставимых с нашей, странах.

Нужно предусмотреть возможность для местных производителей и импортеров регулярно знакомиться с утвержденными референтными ценами на основные виды лекарств и, в соответствии с ними, рассчитывать цены на собственную продукцию. Для этого можно было бы задействовать официальный сайт Минздрава.

Также уместно ввести требование, чтобы в рецептах, выдаваемых медицинскими учреждениями, указывались не названия конкретных препаратов фирм – производителей, а непатентованные лекарственные вещества, чтобы из всего спектра лекарств потребитель мог выбрать те, которые устроят его по цене и другим параметрам.  И, кроме того, установить порядок, при котором цены на препараты в аптеках не превышали бы внешние референтные цены.

С другой стороны, на сегодняшний день в Узбекистане существует очень сложная процедура регистрации лекарственных средств. Даже те препараты, которые успешно прошли испытания в странах, признанных одними из мировых лидеров в области медицины и фармакологии, должны пройти здесь повторные испытания. А это, вместе с регистрацией, занимает не менее 3 месяцев. Хотя мне известен случай, когда одно, завезенное в нашу страну лекарственное средство, не регистрировали в течение двух лет. Считаю, что этот порядок нужно изменить и свести к минимуму сроки регистрации.

– Как это отразиться на потребителях?

– Прежде всего, заметно снизятся цены на лекарства. Сведется к минимуму разлет цен в аптеках. Импортерам лекарств будет гораздо сложнее маневрировать и «договариваться» с производителями. И, что очень важно, при этой системе мы получим значительную экономию бюджетных средств, которые найдется на что использовать со значительно большей эффективностью.

– Мы все время говорим о рыночных отношениях, невмешательстве государства в деятельность предпринимателей. А вы, практически, предлагаете усилить государственное регулирование в этой отрасли…

– Речь идет о социально значимой сфере. В конце концов, о здоровье нации в целом и каждого человека в отдельности. Эти вопросы должны постоянно находиться под контролем государства, чтобы обеспечить доступ к эффективным и недорогим лекарствам представителям всех слоев нашего общества и с любым достатком.

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.