Для начала о честности, прежде всего перед собой: Ветхий завет полностью я пока не прочла. И поэтому я пишу эту статью, отвечаю на вопрос, вначале адресованный мне. Потому что, исходя из опыта уже прочитанного, очень легко занять поучающую позицию, и тогда внимание читателя можно потерять. А я хочу быть честной и с вами: не убеждать только ради этой одной цели, а говорить из позиции искренней рекомендации, пропущенной через сердце и разум. И, прежде чем начать, мне будет важно обозначить вот что: сейчас я буду отвечать на поставленный вопрос не из позиции «надо», а из понятного, близкого мне «необходимо», которым я прониклась, выстраивая свой дальнейший ответ для вас.
Необходимость №1
Кроется в словах самого Христа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). В Новом завете, в Евангелии от Иоанна, есть указание на необходимость изучать именно Ветхий завет. Ведь именно словом «Писание» он назывался и воспринимался древними христианами, поскольку Новозаветных текстов на тот период времени ещё не существовало. Так можем ли мы пренебрегать заповедью Христа, важность которой Он подчёркивает в Новом завете?
Необходимость №2
Без Ветхого завета сложно понять Новый. Да, пусть мы часто прочитываем апостольские послания, пусть даже кто-то воспринимает их как краткое изложение важных мест Ветхого завета, но это далеко не так. Да, действительно, самое главное в них сказано, но полностью ли мы понимаем смысл, отсылки, воспринимаем ли истинное значение, понятное христианам ветхозаветных времён? Скорее всего, если и понимаем, то только приблизительно. Например, если я уже упоминала Евангелие от Иоанна, то возьмём оттуда и такую цитату: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Скажите как нам, людям Нового завета, понять, о чём здесь говорится? Только если разобраться в ветхозаветном понимании жертвоприношения. Ведь крёстная смерть (как жертва) — это главное в Евангелии, без чего не обрело бы свой истинный смысл и Воскресение. Но сознание современного человека понимает «жертву» не так, часто в это понятие вкладывается гибель напрасно (например, жертва наводнения, политической системы). И едва ли в голове сможет уложиться, что жертва может иметь смысл. А для нас, православных, решающий.