О самых знаменитых и состоятельных близнецах криптомира мы знали задолго до массового увлечения криптовалюта. Конечно же, причина – всем известная история с Facebook, тяжба с Цукербергом и вполне приличный фильм на эту тему (хотя и выставивший братьев Уинклвоссов слегка недалекими). Пересказывать историю этих взаимоотношений смыла нет, гораздо интереснее проследить за последующей жизнедеятельностью братьев, тем более, что занимательных моментов там не меньше.
Итак, в 2009 году Кэмерон и Тайлер Уинклвоссы согласились пойти на мировую и отозвать иск: Facebook согласился выплатить близнецам компенсацию в размере $65 млн — $20 млн деньгами и $45 млн в виде акций (всего более 1,2 млн акций при оценке компании в $15 млрд).
Однако впоследствии Уинклвоссы решили возобновить тяжбу. Окончательно они согласились урегулировать дело только в 2011 году. К этому времени оценка Facebook составляла $70 млрд, а стоимость их пакета акций превысила $200 млн. Об отношении IT-сообщества к Уинклвоссам красноречиво говорит фраза одного из разработчиков Twitter Джона Адамса:
«У меня такое ощущение, словно два придурка пытаются отнять деньги у ботаника».
Время показало, что придурками братьев называть, как минимум, не совсем объективно. В апреле 2012 года близнецы объявили, что планируют стать венчурными инвесторами, и открыли фонд Winklevoss Capital. Они собирались сфокусироваться на «революционных» стартапах.
Несколько месяцев спустя близнецы приняли участие в посевном раунде испанского такси-сервиса Cabify, который привлек $3 млн от семи фондов и инвесторов.
Также они и другие инвесторы вложили $2 млн в сервис доставки еды Caviar. В 2014 году компанию выкупил Square — платежный сервис основателя Twitter Джека Дорси. Сумма сделки составила $90 млн.
С 2012 по 2017 год фонд Уинклвоссов принял участие в 80 сделках и девять раз вышел из инвестиций. Однако в миллиардеров их превратил не венчурный капитал.
В апреле 2013 года Уинклвоссы объявили, что им принадлежит 1% всех биткоинов, добытых на тот момент — чуть более 90 тысяч единиц на сумму около $11 млн (при курсе $120 за биткоин). По словам близнецов, они купили криптовалюту еще летом 2012 года, когда её стоимость «выражалась одной цифрой».
Согласно курсу Coindesk, летом 2012 года стоимость 90 тысяч биткоинов составляла от $474 тысяч до $900 тысяч. Таким образом, их первоначальное вложение выросло на 160000%-310000%. Начиная с мая 2013 года, предприниматели стали инвестировать в криптопроекты. Winklevoss Capital возглавил раунд на $1,5 млн для биткоин-обменника Bitinstant, который в 2011 году основал будущий вице-председатель организации Bitcoin Foundation Чарли Шрем.
К 2013 году через BitInstant проходило более 30% транзакций, связанных с оборотом биткоинов. Инвестиции от Winklevoss Capital позволили бы сервису масштабировать бизнес. 1 июля 2013 года братья Уинклвосс пошли еще дальше. Они решили создать биржевой биткоин-фонд и провести $20-миллионное IPO на бирже Nasdaq, выпустив акции под символом COIN. Для этого они отправили заявку в американскую Комиссию по ценным бумагам (SEC).
Акции фонда были бы обеспечены биткоинами Уинклвоссов. Покупая ценные бумаги фонда, инвестор получал возможность вкладывать средства в криптовалюты, избегая трудностей, связанных с процессом их покупки. Инвесторы могли заработать на росте стоимости акций фонда Уинклвоссов, привязанной к росту стоимости биткоина. Близнецы хотели сделать процесс инвестирования в криптовалюты более простым для рядовых и институциональных инвесторов — пенсионных фондов и страховых компаний. Это увеличило бы спрос на рынке криптовалют, что привело бы к росту стоимости биткоина. Проще говоря, не дожидаясь милостей фортуны, Уинклвоссы начали сами создавать благоприятные условия для роста своих активов.
Процесс рассмотрения и уточнения заявки Уинклвоссов растянулся на четыре года. За это время они решили сменить биржу с Nasdaq на BATS Global Exchange, и увеличить объем заемных средств с $20 млн до 65 млн. Позже сумма возросла до $100 млн.
Наконец, в начале марта 2017 года регулятор объявил о своем решении. Чтобы включить в листинг акции фонда Уинклвоссов, бирже BATS потребовалось бы изменить правила, но предложенная версия противоречила Закону о биржах из-за недостаточных гарантий предотвращения мошеннических действий.
Кроме того, в отказном решении регулятора отмечалось, что ранее зарегистрированные Комиссией биржевые фонды на момент одобрения уже имели развитые рынки деривативов (например, фьючерсов), рассказывает эксперт адвокатского бюро Buzko & Partners Роман Бузько.
Деривативы позволили бы инвесторам хеджировать риски, связанные с нестабильностью рынка криптовалют. Уинклвоссы смогли выполнить это условия с помощью собственной биржи, которую они запустили в конце 2015 года.
Пока Комиссия по ценным бумагам рассматривала заявку Уинклвоссов, они посвятили время новому проекту. В январе 2015 года близнецы объявили о намерении создать первую полностью легальную криптовалютную биржу — Gemini.
«Мы потратили много времени, тщательно защищая собственные накопления в криптовалюте. Поэтому нам кажется, что мы находимся в уникальном положении: оно позволит нам взять проблемы, помехи и риски, с которыми мы столкнулись ранее, и превратить их в продукт», — рассказывал Тайлер Уинклвосс.
Близнецы ориентировались на частных и корпоративных клиентов. Чтобы воплотить проект, они наняли специалистов из крупных ИТ-компаний. Например, бывших руководителей отдела безопасности из Airbnb и инвестиционной компании Bridgewater — Цема Пайю и Майкла Брё.
Кроме того, Уинклвоссы привлекли юристов из компании Katten Muchin Rosenman, а также обратились к специалистам из консалтинговой фирмы K2 Intelligence — они помогли внедрить принцип Know Your Customer и разработать политику в области противодействия отмыванию денег (AML).
2016 год Уинклвоссы посвятили развитию продукта и выходу на новые рынки. В мае Gemini получила разрешение штата Нью-Йорк на торги криптовалютой Ethereum. Спустя месяц биржа открылась в Великобритании: первое время местные пользователи могли обменивать эфир на биткоины, возможность обменивать криптовалюты на доллар и евро была добавлена позднее.
Осенью Gemini вышла на рынки Гонконга и Сингапура, а также добавила API для автоматического трейдинга.
Однако наиболее важное событие произошло летом 2017 года — Gemini заключила соглашение с Чикагской опционной биржей (CBOE), по условиям которого стороны стали обмениваться информацией и готовиться к запуску торговли фьючерсами на биткоин.
Сейчас Germini обслуживает разнообразный набор клиентов, включая частных лиц, учреждения, алгоритмических трейдеров, частных трейдеров, маркет-мейкеров, инвестиционные компании, хедж-фонды и различные предприятия цифровых активов.