Сейчас мало кто сможет ответить на вопрос: «Кто такой Фрол Козлов?». А, между тем, этот человек играл ключевую роль во внутренней и внешней политике СССР 1950-х годов. Второй человек в партии, которого Н. С. Хрущёв открыто называл своим преемником, стараниями своего главного оппонента – Л. И. Брежнева, был предан после смерти полнейшему забвению. О том, как он шёл к власти и почему в итоге потерпел неудачу я и хочу рассказать.
Фрол Романович Козлов родился 18 августа 1908 года в большой крестьянской семье в деревне Лощинино Рязанской губернии. После окончания Ленинградского индустриального института в 1936 году он попадает по распределению на Ижевский металлургический завод, где начинает делать карьеру «по партийной линии» и вскоре становится парторгом завода. В годы войны он уже второй секретарь Ижевского горкома ВКП(б). Эта должность, подразумевающая управление всеми промышленными предприятиями одного из крупнейших оборонных центров страны, позволила ему познакомиться со многими высшими партийными чиновниками, на совещания с которыми он регулярно ездил в Москву. Скорее всего, там и состоялось знакомство с Хрущёвым, определившее всю его дальнейшую жизнь.
В конце 1949 года, после печально известного «ленинградского дела», когда репрессированным оказалось всё политическое руководство города на Неве, с подачи Хрущёва Сталин назначает Фрола Романовича вторым секретарём ленинградского горкома ВКП(б). А учитывая, что в то время действовало правило о совмещении постов первых секретарей обкомов и горкомов областных центров, это, фактически, возлагало на него руководство вторым по значимости городом страны. Осенью 1953 года, ставший во главе партии Хрущёв назначает Козлова первым секретарём ленинградского обкома КПСС, а ещё два года спустя вводит его в состав Бюро ЦК КПСС по РСФСР, делая его своим заместителем в этом органе власти. Так как Российская Федерация в отличие от остальных союзных республик не имела своей республиканской коммунистической партии, то функции управления партийным аппаратом России возлагались на данное Бюро. Ввиду того, что сам Хрущёв, формально возглавлявший его, на заседаниях присутствовал довольно редко, то заместитель председателя , имевший в его отсутствие право подписи, был человеком крайне влиятельным – стоявшим на одном уровне с главами республиканских компартий.
После того, как в 1957 году Козлов решительно поддерживает своего патрона в его противостоянии с «антипартийной группой» Молотова, Маленкова и Кагановича, он окончательно становится вторым человеком в государстве: его избирают в Президиум ЦК КПСС (Политбюро) и назначают первым заместителем Председателя Совета Министров СССР. В обоих органах власти его единственный начальник – Хрущев, и в обоих он замещает Никиту Сергеевича в случае отсутствия.
В 1961 году на XXII съезде партии Козлова избирают секретарём ЦК и он становится «официальным преемником» главы государства, о чём, как писал в своих мемуарах тогдашний министр иностранных дел – А. А. Громыко, сам Хрущёв начинает открыто говорить в своих интервью иностранным журналистам.
Однако, когда до абсолютной власти оставался всего один шаг, а к 1963 году неугомонный Никита Сергеевич уже растерял свою популярность как у населения, так и, что было для него более опасно, у партийного аппарата, у Козлова - единственного человека, на которого Хрущёв ещё мог опереться, случается инсульт. Несмотря на все усилия врачей Фрол Романович остаётся до конца жизни наполовину парализованным.
Эта болезнь кардинально меняет расклад сил в руководстве страны – на должности, ранее занимаемые Козловым, назначаются Н. В. Подгорный и Л. И. Брежнев, то есть те люди, которые год спустя отправят Хрущёва в отставку. Но судьбу первого секретаря решил даже не карьерный взлёт будущих заговорщиков, а сам факт того, что в дни своего отсутствия в столице Никита Сергеевич не имел теперь ни одного человека, кто мог «держать руку на пульсе» и предупредить его в случае подозрительных действий «некоторых товарищей» по партии. При здоровом Козлове никто не решился бы пойти против Хрущева и об этом позже в своих интервью говорили и Шелепин, и Семичастный – сами активные участники заговора.
Что же касается Фрола Романовича, то от болезни он так и не оправился и скончался в 1965 году в возрасте 57 лет. После этого о нём, не без помощи новых руководителей государства, стали постепенно забывать и сейчас его имя говорит что-либо только узкому кругу людей, интересующихся историей СССР. Так роковая случайность в очередной раз изменила ход истории. Как знать, по какому пути пошла бы наша страна, встань он у её руля после Хрущёва.