Найти тему

О ЧЕМ ЕЩЕ РАССКАЖУТ СОЧИНСКИЕ КУРГАНЫ?

15 августа в России отметили День археолога. Профессиональный праздник научных исследователей исторического прошлого до сих пор не получил официальный - государственный - статус, а потому является «тихим».

Впрочем, это нисколько не умоляет значимости столь важного направления в отечественной науке Интерес археологов к Черноморскому побережью отнюдь не случаен, считает руководитель экспедиции Оксана Сергеева. Сочи - город с богатейшим историческим прошлым, местный культурный слой здесь поистине неисчерпаем. И крайне мало изучен. Несмотря на активную работу исследователей из разных регионов страны, ежегодно приезжающих сюда на раскопки, «белых пятен» остается все еще немало.

В Лазаревский район группу Сергеевой, живущей в Саратове, привело не только жгучее желание вновь прикоснуться к тайнам прошедших веков. Изыскательские работы произведены по заказу кампании «Кубаньэнерго», планировавшей накануне Олимпиады замену и перенос линий электропередач на большом участке в горной местности. В соответствии с требованиями действующего законодательства на предполагаемой территории строительства высоковольтных опор необходимо проведение научных археологических исследований. Только после согласования с учеными возможна дальнейшая реализация проекта энергетиков. Тендер на раскопки тогда выиграло ООО «Археологическое общество Кубани», которое, в свою очередь, заключило договор с саратовцами.

- Мы провели в Сочи почти три с половиной месяца,

- рассказала Оксана Сергеева. - Поработали в Лоо, Вардане, Солониках, Мирном и Алексеевке. Прошли вдоль всей будущей трассы. Обнаружили немало интересного. Большинство находок имеют несомненную историческую ценность.

Только в селе Алексеевка, расположенном между поселком Лазаревское и аулом Тхагапш, ученые нашли... тридцать четыре кургана!

- Это, несомненно, адыгские захоронения, - убеждена руководитель группы.

- После внимательного изучения строения курганов и их содержимого, мы пришли к выводу, что они, вероятнее всего, относятся к периоду убыхской культуры. Это конец 18-го-начало 19 века.

Раскопки производились в полном соответствии с правилами, подчеркивает Оксана Сергеева. На каждый курган есть масса чертежей и фотографий. Все тщательно зафиксировано. Составлены подробнейшие отчеты. Обнаруженные в захоронениях артефакты - элементы украшений, керамики и оружия, предметы домашней утвари - после тщательного изучения будут переданы в Лазаревский этнографический музей. Останки человеческих тел - они из-за особенностей здешней почвы, к сожалению, очень плохо сохранились - планируется вновь предать земле.

В ходе проведения работ была обнаружена одна интересная деталь, рассказала участница экспедиции Галина Оверина. Техника кладки в тех или иных захоронениях разная.

-У них непохожий рисунок расположения камней, - подчеркивает она. - Это говорит, скорее всего, о том, что могилы появлялись здесь в разное время. Исследование данной особенности курганов позволит узнать, какие обряды погребения использовали носители убыхской культуры в те или иные исторические периоды.

Тема, несомненно, привлечет внимание и других ученых. Впрочем, сам факт обнаружения курганов в той же Алексеевке, а также адыгских захоронений в других населенных пунктах - Вардане, Лоо или, скажем, в Солониках, не должен никого удивлять: в этих местах до Кавказской войны располагались крупные аулы - природная граница между Шапсу-гией и Убыхией, проходившая по реке Шахе, была весьма условной. Достаточно взглянуть на географические карты того времени. Та же Алексеевка, к слову, появилась в самом начале 20-го века на месте адыгского селения Гоайе и была названа в честь Алексея - сына российского императора Николая II.

В прежние годы курганные могильники археологи находили и в долине реки Чухукт (ныне - поселок Каткова Щель города Сочи. - Прим. А.Н.). По мнению ученых, эти погребения, а их здесь насчитали не менее тридцати (большинство, к сожалению, оказались разграблены «черными» копателями), не что иное, как убыхское воинское кладбище, возникшее, предположительно, весной 1864 года. Об этом свидетельствует содержимое могильников: в них покоились погибшие. Как считают некоторые историки, убитых на поле боя адыги хоронили в боевой одежде - черкесках и в полном вооружении. В иной мир воин, отдавший жизнь за свободу Родины, уходил с тем, что имел при жизни на этой земле...

Анзор НИБО