Возможно, в названии этого досье есть провокационное измерение: сто лет советского кино? Как это возможно, если сам СССР как геополитическое образование просуществовал всего семь десятилетий, до его впечатляющего распада в 1991 году, когда было свергнуто правление Коммунистической партии и распался союз на пятнадцать конституционных республик? Как можно говорить о продолжающемся существовании советского кино в четверть века после этого апокалиптического события? Это определенно не потому, что, как это могли иметь воинственные сторонники новой волны русофобии, администрация Путина практически восстановила старый советский порядок во всем, кроме имени. Скорее, советское кино продолжает существовать и будет существовать в течение многих лет по двум основным причинам.
Во-первых, потому что фильмы, снятые в советское время, все еще с нами, за некоторыми трагическими исключениями. 1 Такова природа кинематографа: фильмы существуют не только спустя много времени после их создания, но даже и после того, как исчезли социальные и политические рамки, в которых они были реализованы. Дома и за рубежом Броненосец Потемкин , « Человек с кинокамерой» , «Летят журавли» , «Гранатовый цвет» , « Сталкер» и многие другие знаковые произведения советского кинематографа продолжают смотреть зрители, обсуждая их в кругах киноманов. ученые и ссылки (даже пародии) в новых фильмах.
Во-вторых, потому что даже до сегодняшнего дня история СССР - безграничный оптимизм, который он обещал, и кошмарная реальность, которую он породил - вырисовывается в кино России и других бывших советских республиках. Многие из главных фильмов эпохи после 1991 года - такие, как Хрусталев, Мой автомобиль , Русский Ковчег , Карго 200 и Левиафан- участвовали в обширном проекте переваривания трагической истории советского эксперимента с его многочисленными колебаниями между революционным возбуждением и кровавыми репрессиями, между головокружительным прогрессом и социальным упадком, а также между моментами триумфа (победа над нацистской военной машиной, запуск человека) в космос) и изнурительные, часто добровольные неудачи. На самом деле, нет никаких признаков того, что этот процесс осознания прошлого страны показывает какие-либо признаки ослабления.
Толчком к этому досье является, конечно, столетие русской революции, а точнее - ночь 7 ноября 1917 года, когда восстание под руководством большевиков штурмовало Зимний дворец и свергло Временное правительство, создав тем самым первого в мире пролетариата. государство. Несколько моментов в двадцатом веке, как оказалось, имели исторический резонанс, столь же важный, как это событие, - даже если его долгосрочное воздействие часто преуменьшалось в годы после окончания холодной войны. В самой России столетие прошло с легким колебанием официального признания, что отражает неоднозначное положение революции в официальной историографии. В других местах его актуальность может ощущаться более остро, особенно с недавним подъемом радикальных политических движений из обломков неолиберального капитализма.
У власти большевики быстро осознали мощь кинематографа в его усилиях по созданию нового социалистического порядка. Известно, что Ленин даже, как сообщается, утверждал, что «из всех искусств самым важным для нас является кино». Однако усилия по созданию боевого кинопроизводства как революционного инструмента были затруднены беспорядком и лишением времен гражданской войны - это примечательно что первая запись в этом досье датируется 1924 годом. До того переломного года потенциальные советские режиссеры, тем не менее, занимались кинопроизводством: записывали куски переработанного целлулоида, чтобы сделать короткие кадры кинохроники, как это делал Вертов, или даже, как это делал Кулешов, прибегая к режиссуре «фильмов» без какого-либо кинопоказа.
Свободные эксперименты конца 1920-х годов были резко остановлены политическими репрессиями 1930-х годов, когда «волна социалистического реализма» была жестко применена на фоне волнений чисток, арестов и казней. Сталин не был выше, предоставляя свой личный вклад в будущие сценарии, совет, который не следует воспринимать легкомысленно - но под его руководством кинопроизводство в СССР заметно сократилось как в качественном, так и в количественном отношении. И все же, несмотря на господство пропагандистского кино, это была еще эпоха, способная дать произведения красавиц Чапаева , «Глазами моря» , « Иван Грозный» и «Падение Берлина» .