Почему владельцы продают свои заведения? Ведь известно, что рестораны – достаточно выгодный бизнес, и не совсем понятно желание расставаться с такими активами.💸
Причиной тому может быть быстрая и выгодная продажа прибыльного ресторана, особенно в центре города. Или же наоборот: заведение находится в упадке, и владелец хочет его поскорее «слить».
Как отличить выгодную сделку от «кота в мешке»?🤔
Я выделила несколько пунктов, на которые стоит обратить особое внимание:
🏦Аренда помещения.
Ваш договор с продавцом обязательно должен включать пункт о том, что аренда помещений будет продолжена, причем на тех же условиях, чтобы исключить разногласия с арендодателем.
💰Оценка стоимости ресторана.
Бизнес можно оценить двумя способами: по стоимости активов и по чистой прибыли. Оценка по активам - это определение достоверной рыночной цены оборудования, мебели и пр.
Для прибыльного ресторана стоимость можно рассчитать, исходя из чистой прибыли, умноженной в 2-5 раз. При этом цена должна учитывать будущие вложения в оборудование или ремонт.
🖤 Черная выручка.
Хотя бизнес в нашей стране медленно выходит из тени, выручка «мимо кассы» является существенной на многих предприятиях сферы услуг, в том числе и в ресторанном бизнесе. Внимательно смотрите на финансовую отчётность и узнавайте процент «черной выручки» напрямую у владельца.
Due Diligence
Проведите полный аудит деятельности ресторана и его активов.
📝 Чек-лист проверки деятельности ресторана может включать следующие пункты: бухгалтерия, разрешительные документы, ключевые фигуры ресторана, оборудование, контрагенты, помещение, лицензии, рекламный бюджет, KPI и т.д.
Я рекомендую использовать этот чек-лист как отправную точку для исследования деятельности ресторана, особенно тем, кто покупает бизнес впервые.
❗️И никогда не забывайте: важно самим как можно лучше разбираться в сфере своего бизнеса, быть профессионалом своего дела, тогда и уверенность в себе появится, и вторую половинку будет куда привести😉