В течение нескольких лет идея о том, что индустрия моды является второй по величине загрязняющей индустрией в мире, постоянно повторялась в бесконечных статьях и саммитах по устойчивому развитию. Хотя этот факт оказалось невозможным доказать, новый доклад фонда Walk Free Foundation привел не менее тяжелую статистику: индустрия модной одежды финансово поддерживает современное рабство более, чем любая другая отрасль, не считая технологий.
С серьезностью проблемы общественность столкнулась еще в 2013 году, когда в Бангладеше обрушилось восьмиэтажное здание Rana Plaza, в результате которого погибли 1129 человек. Такие бренды, как Mango, Primark и Bonmarché были связаны с поставщиками, размещавшими cвое производство в этом здании. Катастрофа в конечном итоге вызвала всемирную дискуссию о стандартах безопасности в швейной промышленности.
Рабский труд используется в индустрии моды бесчисленными способами: от детей, которых заманивают на принудительный фабричный труд через обещания бесплатного образования, до сборщиков хлопка, которых работодатели держат в долговой кабале. В условиях растущей глобализации промышленности, где ткань можно соткать, раскроить и сшить в разных странах, прежде чем отправлять в следующую страну для продажи, рабство в любой стране является проблемой.
Разговоры о влиянии индустрии моды на окружающую среду заводятся все чаще, и не последнее значение здесь имеет влияние индустрии на людей, порой вынужденных к принудительному или малооплачиваемому труду. Согласно Глобальному индексу рабства Global Slavery Index, более 40 миллионов человек по всему миру оказались в ловушке современного рабства, а примерно 71% из них составляют женщины. В докладе также говорится, что предметы одежды на сумму 127,7 миллиардов долларов, созданные с привлечением рабского труда, ежегодно импортируются странами G20, группой стран, на которые приходится 80% мировой торговли. Это означает, что даже в развитых странах, где принудительный труд может показаться немыслимым для рядового гражданина, потребители по-прежнему поддерживают рабство – за счет импорта одежды, технологий и других товаров.
The Freedom Fund, организация, занимающаяся сбором информации и капиталов для борьбы с рабством, в этом году выпустила новый отчет, в котором подробно описываются способы борьбы с современным рабством и неэтичными трудовыми отношениями в модной индустрии. Фонд сократил эксплуатацию рабочих в Индии, инвестировав 15 миллионов долларов в более чем 40 неправительственных организаций, что помогло прекратить злоупотребление трудовыми ресурсами, защитить права работников и изменить условия, допускающие несправедливость в сфере наемного труда. «Одним из ключевых факторов, способствующих появлению принудительного и подневольного труда в цепочках поставок, является безответственность брендов при осуществлении закупок», — сообщил в интервью журналу Dazed Юки Ло, старший менеджер по мониторингу и оценке The Freedom Fund. «Все чаще успех компаний зависит от их способности производить что-то новое для удовлетворения потребностей потребителей, что приводит к уменьшению объемов заказов и сокращению сроков их выполнения. Поэтому поставщики часто заставляют работников работать сверхурочно, чтобы выполнить высокие квоты, или прибегают к несанкционированному субподряду, что сопряжено с еще более высоким риском эксплуатации». В мире, где платья продаются за 10 долларов, а модные блогеры надевают одежду всего однажды, иногда только для съемок, само собой ожидается, что модная индустрия будет мгновенно откликаться на сиюминутные тренды.
Но для отрасли, стоимость которой оценивается почти в 300 миллиардов долларов, не должно быть никаких оправданий жестокому обращению с работниками на любом уровне. Согласно отчету прошлого года, 28 из 43 компаний набрали менее 50 баллов из 100 при оценке риска принудительного труда в цепочках поставок. Поскольку глобальные закупщики, как правило, следят за соблюдением трудовых норм только у своих поставщиков первого уровня и «с удобством для себя игнорируют последующие уровни субподрядчиков, где имеет место большинство злоупотреблений в трудовых отношениях», зачастую эксплуатируются те, кто уже находится в неблагоприятном положении.
Несмотря на растущий интерес к теме этической и поддерживающей окружающую среду моде, все же следует заметить, что и этичность, и разумность потребления ресурсов не должны быть чем-то выдающимся. Как считают в The Freedom Fund, «не должно быть никакого различия между этической модой и обычной модой… Индустрия моды должна признать масштабы эксплуатации и принудительного труда в своих цепочках поставок. Кроме того, потребители должны пересмотреть свои привычки потребления, принимать осознанные решения о покупке и делать покупки реже».
Например, законодательство Калифорнии и Закон о современном рабстве Великобритании от 2016 года требуют, чтобы предприятия определенного размера публиковали информацию о том, что они делают для борьбы с рабским трудом в своих цепочках поставок. С тех пор тысячи брендов, включая Burberry и Asos, подготовили свои доклады по этому вопросу. Хотя эти доклады являются отправной точкой, их эффективность в изменении политики неясна, так как некоторые из них недоступны широкой аудитории, а некоторые даже не подписаны руководителями компаний. Что же можно сделать для решения проблемы современного рабства? Во-первых, нужно признать, что мы все вовлечены в эту проблему. «Слишком часто ответственность за ликвидацию рабства ложится только на страны, в которых совершено преступление», — говорится на сайте Global Slavery Index. «Они, безусловно, несут ответственность, но они не одиноки в этом отношении. Злодеяние, столь же большое и распространенное, как современное рабство, требует общего, глобального ответа».