Вчера мне пришлось проехаться на автобусе маршрута N. За последнее время автобусный парк в нашем городе (по крайне мере на тех маршрутах, которыми пользуюсь я) значительно обновился. И вчерашний автобус был таким же. Новенький, чистенький.... Но есть одно "но". Эта модель не очень удобна в плане перемещения по салону, так как проход довольно узкий, передние двери одинарные, а задняя накопительная площадка расположена значительно ниже уровня сидячих мест и этот перепад сглаживается ступенькой. Если ехать в таком автобусе, заполненном наполовину, то все, конечно, очень замечательно, а вот в "часы пик" (которые могут случится в любое время дня) - явно некомфортно.
А еще здесь довольно сложно работать кондукторам. Если в заполненном автобусе пытаться перемещаться по салону, то можно постоянно наступать на ноги пассажирам, а если сидеть на своем месте (рядом с водителем), то сами понимаете...
И вот как по разному в этой ситуации вели себя два кондуктора в каждом из "попавшихся" мне автобусов.
В поездке из дома до места назначения, кондуктором была женщина в годах. При этом она так разговаривала с пассажирами, словно все они были ее родственниками и знакомыми:
- просила быть осторожными при входе и выходе. Особенно умиляли фразы типа "Берегите руки", "Берегите спину", "Не выпадите из двери".
- Очень переживала,когда кто-то из пассажиров не мог войти, так как автобус уже был прилично заполнен.... Она обращалась к пассажирам "Давайте подвинемся. Пусть мужчина войдет...".
- И совсем замечательная фраза, обращенная к одной из вошедших на ближайшей остановке женщин "Вы уже рассчитываетесь или Вам пока не удобно стоять? Не переживайте, а подожду".
Согласитесь последнее очень редко можно услышать от кондуктора?
И хоть иногда этот постоянный поток информации от кондуктора слушать было немного смешно, но настроение поднималось. И думаю не у меня одной. Все спокойно ехали (сидя или стоя) и у многих были улыбки на лицах.
А вот поездка домой была абсолютно другой. Кондуктор была явно нервной, может быть только сегодня, может быть вообще по жизни...
Она кажется с удовольствием включалась в конфликт с пассажирами. Стоя в центре салона, она требовала, чтобы все передавали ей на проезд. Одна из женщин отказалась передавать банковскую карту (эта возможность оплаты проезда пользуется у нас популярностью), в ответ на что ей предложили покинуть салон. Причем в категоричной форме.... Причем буквально за несколько минут до этого произошла ситуация, когда пассажир, передавший деньги не получил билет, а кондуктор, пытаясь выяснить кто его забрал, сказала "Вот сколько сейчас не честных людей". И как при этом передавать карту?
После в автобусе сразу началась дискуссия о том, как в этой ситуации надо поступить, кто и прав, а кто виноват. И большинство людей были не на стороне кондуктора.
Второй момент, который обратил на себя внимание... это требование к только что вошедшей женщине, которая даже варежки снять не успела, оплатить проезд. Это было сказано так, что если мгновенно оплата не появится, то ей тоже предложат покинуть салон.
Для меня этот момент был очень показательным. В первом автобусе кондуктор готова была подождать сколько нужно, а во втором - высадить из автобуса в случае не поступления оплаты в течение 30 сек.
Вот так по-разному можно проехать в автобусе. А какие случаи были у вас?