Найти тему
Позитивный

Одноместный Ил-2 - кто виноват?

Каноническая версия этого решения неоднократно озвучивалась в разных изданиях и мемуарах. Мол, военные были против двухместного, тактика применения говорила, что стрелок не нужем, истребители захватят господство в воздухе и так далее.

Слушаю ролик канала Тактикал Медия, где Олег Растренин рассказывает о создании и внедрении в производство самого известного самолёта ВОВ - штурмовика Ил-2. Отличный рассказчик, великолепно знает тему и рассказывает очень интересно.

Так вот, в 39 году в постановлении Правительства значилось два типа самолётов-штурмовиков: скоростной штурмовик поля боя, действительно одноместный и бронированный штурмовик, двухместный. Первый должен был выпускаться в больших количествах, а вот второй - опытной партией, для проверки концепции. Но что происходит - к весне 40 года Ильюшин представляет на госиспытания двухместный самолёт, БШ-2, бронированный, как и было задано.

фото будущего ил-2, еще двухместного.
фото будущего ил-2, еще двухместного.

Вот только самолёт госиспытаний не проходит - скорость, устойчивость, дальность и другие вещи военных не устраивают. Ну в самом деле - максималка в 360 кмч была уже маловата. И самолёт отставляют в сторону. Сначало сам Ильюшин был согласен с замечаниями, но потом он взял и написал письма в разные инстанции, в том числе и Сталину о том, что надо обязательно его машину запускать в серию. И для того, чтобы всё-таки выполнить критерии по дальности, устойчивости берёт и убирает воздушного стрелка, превращая самолёт в одноместный.

одноместный ил-2 на заводских испытаниях в октябре 1940 года
одноместный ил-2 на заводских испытаниях в октябре 1940 года

Таким образом сама концепция двух штурмовиков исчезает. Не вдаваясь в перепетии (лучше ролик прослушать), Ильюшин смог организовать постановление наркомата авиапрома о производстве такого Ил-2 в серии.

То есть в конце в 40го года вместо двух типов самолётов остаётся один одноместный бронированные штурмовик поля боя.

А что конкуренты? Конкуренты не успели - Су-6 нравился военным, но его испытания прошли уже позднее, хотя и результаты он показал лучшие. Но ставить его в серию - никто не мог взять на себя такой ответственности.

Су-6 на госиспытаниях.
Су-6 на госиспытаниях.

К тому же Су-6 использовал мотор воздушного охлаждения, которые шли на истребители.

Вот так в результате некоторой подковерной игры КА перед войной получила совсем не то, что планировала. Но даже эти штурмовики в войсках не были освоены к 22 июня 1941 года.

Потом был долгий путь модернизации и изменений, который привёл к появлению хорошей машины поля боя, которую немцы хотя и не называли "черная смерть", но в воспоминаниях упоминали. К сожалению, это случилось только в конце 44 года, а до этого было ещё очень далеко.

Кстати, еще один миф -что стрелки погибали чаще пилотов.

В ролике приведена статистика - всего погибло более 12 тысяч членов экипажей Ил-2. Стрелков из них - чуть более 4 тысяч.

Всего было потеряно по боевым причинам 11 тысяч самолетов. Увы, по не боеым примерно столько же.