Найти тему
Умняша-мамаша

Подвижные игры для ума и не только

Занятия в Студии развития "Кот в сапогах"
Занятия в Студии развития "Кот в сапогах"

Иногда бывает необходимо занять "детскую аудиторию" или отвлечь ее от неконструктивной деятельности, но аниматора "под рукой" вы не находите. Что делать? Попробуйте сами выступить в роли аниматора и заодно педагога по развитию, и вы наверняка завоюете авторитет у маленьких участников игры.

В статье употребляется слово "педагог", но это может делать любой взрослый, занимающий детей полезной деятельностью.

В обычные «бегалки», «прыгалки», игры с мячом можно добавить задания, развивающие интеллект и напротив, интеллектуальную игру можно «обогатить» движением, придав ей активность и эмоциональность. Обучение в таком случае перестает быть скучной и тяжелой работой, а динамические пятиминутки приобретают обучающий и воспитывающий эффект.

Развивать внимание можно с помощью таких игр, как:

· «КАРЛИКИ и ВЕЛИКАНЫ»

Педагог говорит и показывает движения: карлики – приседаем, великаны – поднимаемся на цыпочки. Дети повторяют движения вслед за педагогом. Однако педагог предупреждает, что иногда он путается и приседает при слове «великаны» или встает при команде «карлики». Начинается веселая, динамичная игра, в которой дети имеют возможность подвигаться и одновременно тренируют слуховое внимание.

· «ЗАПРЕЩЕННАЯ ЦИФРА»

Дети повторяют за педагогом цифры (от 0 до 10). При этом педагог объявляет, что одна цифра является «запрещенной»: ее нельзя повторять, нужно хлопнуть в ладоши. Затем добавляется еще одна «запрещенная» цифра, вместо нее нужно подпрыгнуть. Постепенно добавляя новые «запрещенные» цифры и движения от занятия к занятию, можно развивать объем внимания.

Летний праздник в Ботаническом саду
Летний праздник в Ботаническом саду

· «МАТЕРИКИ И ОСТРОВА»

На полу раскладываются большие и маленькие обручи: материки и острова. Дети передвигаются под музыку между «материками» и «островами» как мореплаватели по просторам океана. По команде педагога «Материки!» они запрыгивают в большой обруч, по команде «Острова!» - в маленький.

· «ВОДА И БЕРЕГ»

На полу с помощью каната выкладывается большой круг – это озеро. Дети становятся «на берегу» озера. Педагог предупреждает, что запрыгивать в «озеро» и выпрыгивать из него они могут, услышав 4 команды: «Ныряем!» и «Вода!», «Выныриваем!» и «Берег!». Важно не запутаться и помнить, что команды «Ныряем!» и «Вода!» означают одно и то же.

Модифицированная игра «Съедобное – несъедобное» с мячом может решать проблему развития способности ребенка к классификации и группировке понятий. Варианты игры:

· «Летает – не летает»

· «Плавает – тонет»

· «Летает – бегает – плавает»

· «Бывает – не бывает»

· «Зима – лето – осень – всегда» («Идет снег» - зима, «Дети купаются в реке» - лето, «Идет дождь» - всегда, «Цветут цветы» - лето, «Падают листья» - осень, «Светит солнце» - всегда)

Занятия в группе для малышей и мам "Мамино лукошко""
Занятия в группе для малышей и мам "Мамино лукошко""

Игра «НАЗОВИ СЛОВО» помогает не только расслабиться после напряженного умственного труда, но и пополнить словарный запас детей. Пять обручей выкладываются кругом, в каждый из обручей кладется карточка с изображением: цветок, дерево, животное, птица, фрукт, овощ, предмет мебели, одежды и т.п. Под музыку дети перепрыгивают из обруча в обруч. Когда музыка останавливается, каждый должен назвать слово соответственно карточке в обруче.

Вариант данной игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: перед началом каждого нового круга объявляется, на какую букву должно быть названо слово. Например, буква П: овощ – патиссон, фрукт – персик, дерево – пальма, одежда – пиджак, цветок – пион и т.д.

«Математические» подвижные игры позволяют освоить количественный и порядковый счет, изучить состав числа, освоить понятия пространственной ориентации (левее, правее, между, перед, за и т.д.)

· «СНЕЖИНКИ»

Педагог «превращает» детей в снежинки (капельки дождя, пылинки, искорки, пушинки – много вариантов в зависимости от темы занятия и времени года). Снежинки кружатся под музыку, «сдуваемые» легким ветерком, сначала по отдельности, затем собираются в снежки по двое (усваиваем понятие «пара»), по трое, вчетвером, впятером и т.д. После формирования «снежков» разной величины каждый раз фиксируется количество «лишних» снежинок. На доске с помощью магнитов дети обозначают полученные комбинации, затем записывают в виде примеров, что позволяет изучить состав числа.

· «КАТАНИЕ С ГОРКИ»

Целью игры является усвоение детьми понятий «лево», «право», «между», «перед» и т.п. Педагог говорит, что сейчас мы будем кататься с горки паровозиком. Для этого мы должны выстроить свои «саночки» определенным образом: первым становится Миша, последней - Лена, между Мишей и Леной – Саша, а предпоследним – Дима. Затем начинается веселое «катание» под музыку. Когда музыка останавливается, дети снова перестраиваются, и так несколько раз.

· «ОГОНЕК»

Цель игры – обучение порядковому счету. Все стоят в кругу, взявшись за руки и «греются» возле костра. «Костер» то разгорается (поднимаем высоко руки и сужаем круг), то затухает (опускаемся на корточки и расширяем круг). Затем передаем «огонек» по кругу, поднимая по очереди руку и произнося свой порядковый номер: «Первый», «Второй», «Третий» и т.д. Особенно трудно детям дается порядковый счет в обратном порядке, и это упражнение помогает им его легче усвоить.

· «ПОЕЗДА»

Педагог объясняет детям, что бывают поезда грузовые (передвигаемся медленно, высоко поднимая колени), пассажирские (двигаемся вприпрыжку), скорые (бегаем быстро). «Скорость» движения поездов регулирует педагог, сообщая детям, что поезд подъезжает к станции (скорость замедляется) или поезд опаздывает (скорость увеличивается). При остановках поезда разгружаются: наклоны налево, направо, вперед, назад.

-4

В психологической литературе известна игра «ФРУКТОВЫЙ САЛАТ», которая проводится в качестве так называемого «ледокола» в начале занятия для знакомства участников группы, установления доверительных отношений. Если количество игроков четное, то ведущий называет пары фруктов: например, два банана, два апельсина, две груши. По команде педагога «Бананы!» или «Два апельсина!» дети, получившие соответствующую роль, меняются местами. При словах «Фруктовый салат!» все «фрукты» быстро перемешиваются. В таком варианте игра развивает внимание и память (дети должны помнить, кто из них какой фрукт).

Можно усложнить игру. Первый вариант: Дать каждому ребенку роль одного фрукта. Таким образом, в группе из 6 человек будет 6 разных фруктов и количество объектов для запоминания увеличится.

Второй вариант: одни и те же фрукты «окрасить» в разные цвета: красное яблоко и зеленое яблоко, зеленый виноград и синий виноград, красная груша и желтая груша. На первом этапе можно изготовить карточки с соответствующими фруктами, чтобы дети запомнили роли друг друга. Затем карточки убираются и команды выполняются оп памяти.

Третий вариант: детям раздаются карточки с изображением разных фруктов. Педагог называет первую букву в названии меняющихся фруктов: Г и В, Я и А и т.д. Названия не должны начинаться на одну и ту же букву. В таком варианте игра развивает способность к звуковому и буквенному анализу.

Четвертый (но не последний) вариант «Фруктового салата»: подбираются названия фруктов и ягод с разным количеством слогов и начинающиеся на одну букву:

МА – РА – КУ – Я

МА – ЛИ – НА

А – НА – НАС

А – ВО – КА – ДО

ВИ – НО – ГРАД

ВИШ – НЯ

КРЫ – ЖОВ – НИК

КИ – ВИ

Педагог произносит: «М 4 и М 3» - должны поменяться местами маракуя и малина, «А 4 и В 2» - меняются местами авокадо и вишня, «К 3 и А 3» - крыжовник и ананас. В таком довольно сложном для дошкольников варианте формируется способность к буквенному и слоговому анализу слова, развивается память и внимание. Постоянные перемещения «фруктов» дают возможность детям реализовать потребность в движении и перевоплощении, игра заряжает положительными эмоциями.

Квест "Космические приключения" в Студии развития "Кот в сапогах"
Квест "Космические приключения" в Студии развития "Кот в сапогах"

Творческий подход к обычным и привычным для детей играм позволит педагогу наиболее полно использовать развивающий и обучающий потенциал детской игры, все ее резервы, которые заложены в ней самой.