Найти в Дзене
Молодой ленинец

Как Пенза свой ипподром потеряла

Оглавление

А ведь в Пензе был свой ипподром! Да еще какой - второй в России! Основали его на окраине Пензы (сейчас на этом месте - современный жилой комплекс на Западной поляне) в 1848 году Обществом рысистого бега. В Москве "Бега" стартовали на 10 лет раньше.

Помимо конных заездов в Пензе велись "...испытания породных лошадей с целью улучшения конского поголовья", а с конца 1870-х в состязаниях участвовали лучшие рысаки Российской империи.
В 1911-м на ипподроме пензяки впервые увидели аэроплан. А во второй половине 1940-х комплекс был любимым местом отдыха пензяков.

Фото из коллекции краеведа Игоря Шишкина - Пензенский ипподром образца 1960-х
Фото из коллекции краеведа Игоря Шишкина - Пензенский ипподром образца 1960-х

Помимо состязаний рысаков здесь вовсю "рысачили" и мотоциклисты.
Хозяйству пензенского ипподрома завидовали многие регионы: восемь конюшен, трибуны, вспомогательные и хозяйственные помещения. Все постройки деревянные с ажурно-вычурной резьбой. Общая площадь - 48 гектаров!
Разводили у нас в первую очередь орловских рысаков. Основателем породы считается конь Сметанка, купленный в 1775 году графом Алексеем Орловым. Этот скакун дал потомтсво: 4 жеребца и кобылку, от которых далее о пошли остальные рысаки. Их преимущество перед остальными - неимоверная быстрота и это качество передается с генами.

Аэроплан

6 мая 1911 года Пенза бурлила в превкушении невиданного доселе зрелища. За два дня до этого "Губернские ведомости" ошеломили читателей объявлением: "Беговой ипподром - пятница 6 мая 1911 года - состоится только один вылет известного авиатора Александра Васильева. Начало в 7 часов вечера".

Фото из коллекции краеведа Игоря Шишкина - Пензенский ипподром образца 1960-х
Фото из коллекции краеведа Игоря Шишкина - Пензенский ипподром образца 1960-х

К вечеру на ипподром потянулись как горожане, так и нагрянувшие полюбопытствовать гости из близлежащих сел. Вскоре здесь яблоку упасть было негде. С прибытием губернатора распорядители попросили "Уважаемых господ и дам и всю почтеннейшую публику" занять места на трибунах. Механик и солдаты местного гарнизона сняли с летательного аппарата "покрывало" и прикрепили к нему крылья. Один из очевидцев отметил, что "самолет имеет вид чудовищной величины стрекозы на колесах". В половине восьмого пилот сел в кабину. Васильев поднял руку- воины разбежались в разные стороны и самолет марки "Блерио" покатился по беговой дорожке. Вздох изумления пронесся над трибунами: машина оторвалась от земли.

Достигнув высоты в триста метров отважный авиатор обогнул ипподром и скрылся за лесом, к великому удовольствию безбилетной публики. Но уже через несколько минут Васильев вновь появился над заполненной людьми поляной. Сделав еще два круга "Блерио" совершил посадку под восторженные крики "Ура!", гром аплодисментов и марш военного оркестра.

Затем прямо с крыла самолета Александр Алексеевич рассказывает о развитии авиации. "Наши дети и внуки, для которых летание по воздуху станет таким же обыденным делом, как для нас является езда на трамвае, не поймут наших вчерашних восторгов, - заканчивает свое выступление авиатор. - Потому что в вещах, ставшими повседневными, чудес никто не замечает".

Закат

В 1960-х территория ипподрома продолжала неуклонно сокращаться. И тем не менее здесь обустроили беговую дорожку, позволяющую проводить состязания мирового уровня.
Но уже в 1970-м на земле, издавна принадлежащей ипподрому, военные открыли Гарнизонный дом офицеров. До этого "бега" поделились землей с лагерем "Спутник".

Пензенский ипподром, 1958 год
Пензенский ипподром, 1958 год

К началу лихих 1990-х в конюшнях еще оставались 120 лошадей, в целости был дом для наездников и административное здание. Но из-за тотального безденежья в стране судьба "Бегов" оказалась предрешена. В 1997-м, пензенский ипподром площадью 18 гектаров собирались признать банкротом.

Спасти положение дел попытался бизнесмен Владислав Кузнецов - он выкупил долги и создал новый конезавод, вложил немалые деньги в реконструкцию обветшавшего ипподрома. Планы были самые достойные: обустроить трибуны для зрителей на 7000 человек и возродить бега. Кузнецов рассчитывал построить две гостиницы и самый крупный в России выставочный зал лошадей с диаметром арены в 24 метра. Перекусить люди смогли бы в двух ресторанах - с русской и арабской кухнями.

Фото из коллекции краеведа Игоря Шишкина - Пензенский ипподром образца 1960-х
Фото из коллекции краеведа Игоря Шишкина - Пензенский ипподром образца 1960-х

Зимой площадка заливалась бы льдом для массовых катаний и мотоциклетных гонок - спидвея, как это случалось в советские времена на стадионе "Труд". В Пензе могло появиться более 500 новых рабочих мест! Но планам этим сбыться было не суждено. В мае 2005-го случилась автокатастрофа на улице Захарова. По версии ГАИ, Владислав Кузнецов, двигавшийся на большой скорости, не справился с управлением.
Вскоре ипподром снесли. Пенза так и не стала российским аналогом английского Аскота...

Если вам понравился материал, пожалуйста, поделитесь им в социальных сетях с помощью кнопок внизу. Также не забывайте ставить лайки и оставлять комментарии.

Подписывайтесь на наш канал.