Примерно на третьей четверти «История» была отложена в сторону на продолжительное время, и вместо нее до конца дочитано множество других книг. Может ли это говорить о том, что книга не удалась? В данном случае лишь отчасти, да и то, есть этому оправдание: первая половина книги безумно впечатлила, настолько, что необходим был перерыв, чтобы прийти в себя. О третьей же четверти можно сказать лишь, что, несмотря на свою слабину (в сравнении), со своей задачей, быть эдаким затишьем перед бурей, перед впечатляющим (и лаконичным) финалом, она справилась.
Ну а в целом перед нами история о мире, где есть зло и большее зло, а тому, что считается добром, лучше и не вылезать на свет – оградят, изнасилуют, покалечат и убьют. И необязательно в таком порядке. Нам сразу же говорят, и демонстрируют отвратительным способом, что те, кто хочет просто трудиться и жить во благо себе и другим, обречен в этом мире и времени. К нему могут прийти, всё отобрать, и оставить в живых, чтобы тот мог смотреть на пепелище и истерзанные трупы родных.
Книгу от всех прочих отличают главные персонажи. Не те, кто всё потерял и встал на путь мести. Она о тех, кто убил ту семью и сжег тот дом. Она о том, как эти люди пошли себе дальше по своим делам, продолжая сеять хаос вокруг себя.
Автору удалось почти что невозможное. Отвращение к главным персонажам и поступкам так же сильно, как и интерес к их образам, к их, можно сказать, принципам. Которые, на деле, позволяют им быть лучше, чем другие люди. Хотя бы в том, что у них есть свои рамки – специфические, но все же. Есть свой кодекс поведения, верность тем, кто этого заслуживает в их глазах. Есть и упорство. В собственных убеждениях, мало изменяющихся под давлением внешних факторов, в то время как все остальные либо ломаются, либо становятся еще хуже, чем они есть на самом деле. Наглядный тому пример – выживший семьянин, бросившийся преследовать братьев, изменяющийся под гнетом своей ненависти и легко переступающий черту невозврата, запросто заключающий богопротивные сделки.
Кроме того, автор доходчиво и неоднократно показал, как религия может стать оправданием для чего угодно. Опять же, на примере братьев в первую очередь. Они искренне верующие люди (своеобразно верующие в дикую смесь перевранных догматов), что не мешает им творить страшное направо и налево, с большей легкостью, чем необходимость высморкаться. Другие второстепенные персонажи, имеющие отношение к религии недалеко ушли от братьев. Увидев, как ловко можно интерпретировать священные постулаты, они решили поступить также - и сразу стало легче. И жить, и «деятельствовать».
Нашлось в «Истории» место и сказке. О девочке, которой пришлось ночевать в ведьмином доме посреди глухого леса, пока вокруг бродило чудовище-людоед. Сказке, рассказанной живо, красочно и завораживающе, так, будто это отрывок из самостоятельной книги – настолько она заставляет забыть о похождениях убийц. Впрочем, сказка эта под стать общей идее. Ничем хорошим она не закончится, все будет жестоко, кроваво и показательно реалистично в плане морали. Одних убьют, другие займут их место, чтобы потом также быть убитыми.
Ну а фоном всего этого выступает мрачнейшая средневековая Европа, съедаемая очередной эпидемией чумы. И ее было бы достаточно, но автор добавил в этот котел демонов, ведьм, разнообразных чудовищ и множество сумасшедших людей, подпавших под влияние первых или вторых. Здешний мир буквально сочится несчастьями, кошмарами и безумием, стоит к нему приглядеться лучше. Благо, и фон этот, и глубокомысленные рассуждения на религиозные темы и трактовки разных истин чаще всего скрыты за толстыми слоями боевика и триллера, когда каждый новый день и особенно ночь приносит братьям очередные встречи с людьми и монстрами и необходимость всеми доступными средствами выжить ради продолжения своего путешествия.
Вообще, о книге можно еще много рассказывать, отмечая те или иные положительные моменты. А можно указать, что «История», имея как плюсы, периодически напоминает и о наличии минусов. Вроде проблем с логикой у персонажей. Не у братьев, с ними всегда все ясно, а у антагонистов. Порой они кажутся неубедительно беспомощными, со всеми своими сверхъестественными силами против топора, кирки и такой-то матери, ежеминутно упоминаемой. Или заметить, что есть шероховатости, неровности в повествовании. Бешеный драйв и расчлененка сменяются самыми настоящими ужасами, после которых темнота будет некоторое время нервировать. А между ними нет-нет, да и мелькают эпизоды-связки, ничем не примечательные, а исключительно связывающие. Как та самая третья четверть, большой кусок текста, при изрядном сокращении которого книга стала бы только лучше.
Как бы то ни было, «Печальная история братьев Гроссбарт» содержательна, интересна, всегда найдет, чем удивить или напугать. Качественна как проработкой персонажей, так и миром, его историей и общей атмосферой. Она из того разряда книг, которые способны надолго остаться в памяти. Пусть и применяя для этого порой самые непотребные и омерзительные методы.