Найти тему
Океан Между Нот

Запретная тема?

Задался риторическим вопросом. Чья смерть самая известная в истории? О казни кого созданы тысячи произведений искусства: стихов, романов, картин, скульптур, кинофильмов и так далее? И ни одной оперы.

Действительно, смерть Иисуса Христа воплощена в классической музыке в разных жанрах, но только не в сценическом действии. Так, из ораторий наиболее известны сочинения Иоганна Себастьяна Баха ("Страсти по Матфею"), Георга Фридриха Генделя ("Мессия"), Ференца Листа ("Христос") и Сезара Франка ("Семь слов Христа на кресте").

Бальдунг. Распятие
Бальдунг. Распятие

Близкий к оратории жанр Страстей (Passion), широко распространённый в средневековье, в наши дни переживает возрождение. К нему обращались Кшиштоф Пендерецкий, Арво Пярт и София Губайдуллина.

Губайдуллина также является автором инструментального произведения "Семь слов" для виолончели, баяна и струнного оркестра. Тему семи фраз Христа, произнесённых во время распятия, воплотил Йозеф Гайдн в цикле струнных квартетов.

В 22-ом такте Прелюдии си-бемоль минор из
"Хорошо темперированного клавира" (I том) И.С. Бах изображает смерть Христа девятизвучным аккордом с выразительной ферматой и паузой. Число 9 в христианской символике имеет смысл окончательного свершения, воплощения пророчества. В Евангелии сказано, что Иисус испустил дух "около девятого часа". Вслед за патетическим аккордом в последних тактах прелюдии в басу, как бой часов, девять раз звучит "си-бемоль".

В мелодической линии всей прелюдии проходит хорал "Из бездны бед взываю я к Тебе". Это символ воскресения, но проводится он здесь в миноре. Мы слышим сдержанную поступь и скорбный хор, а в басу звучит непрерывный колокольный звон, что придаёт прелюдии характер похоронного шествия. Удвоения в терцию, сексту, дециму усиливают драматизм события.

В Евангелии есть описание: "От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого". Наступление тьмы Бах изображает движением баса вниз, достигающим самого низкого звука прелюдии - ми бемоль большой октавы.

Названа небольшая часть музыкальных произведений о смерти Христа, но опер среди них нет. Почему-то ни один из композиторов не решился воплотить знаменитый сюжет в этом жанре.

Только не в беспринципном XX веке.

В 1970 году на сакральную тему замахнулись Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс, написавшие мюзикл "Иисус Христос – суперзвезда" (Jesus Christ Superstar). Участие в записи пластинки некоторых рок-музыкантов определило и другое название для альбома – рок-опера.

На пластинке эта "музыкальная мешанина" звучала как малосвязанный набор песен, поэтому без "визуальных костылей" было не обойтись.

В 1971 году мюзикл был поставлен на Бродвее, а в 1973-ем экранизирован. Видеоряд несомненно добавил ему драматизма, но не настолько, чтобы начать переживать за героев. После многочисленных танцевальных номеров финальная возня возле креста смотрится унылой бессмыслицей.

-2

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог публикаций канала.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!