Найти тему
Ольга Акулова

Мистика и символизм. Альбрехт Дюрер..

"Искусный живописец может судить о прекрасном, более достоверно, чем кто-либо другой". Альбрехт Дюрер.

В эпоху ренессанса (фр. «возрождение») древнее искусство и культура, такие как, живопись, архитектура, философия и литература, были заново открыты, или «возрождены». Важной характеристикой всех художественных, философских и научных достижений эпохи Возрождения была централизация человека и его свободы. Мир открывался не через трансцендентное понимание Бога, а через принцип, древнего философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Человек все больше ощущал себя как личность, как самодействующая сила, которая может влиять на мир. Это стало заметно прежде всего в искусстве: художники и скульпторы создавали произведения, которые едва ли уступали античности и помещали людей в центр. В Германии же влияние Ренессанса встретило критику старой церкви, искусство было исключительно религиозным, сохраняя средневековые традиции.

Альбрехт Дюрер родился в немецком городе Нюрнберге в мае 1471 года. Он вышел из тьмы средневековья, как бог цвета. Его работы создали ему репутацию по всей Европе, когда ему было немного за двадцать, и с тех пор он считается величайшим художником эпохи Северного Возрождения.

Вид города Нюрнберга с юго-запада, цветная гравюра 1493 года. (StadtAN A 4 / VIII No 188)
Вид города Нюрнберга с юго-запада, цветная гравюра 1493 года. (StadtAN A 4 / VIII No 188)

Дюрера часто называют самим Ренессансом. Его интерес к геометрии и математическим пропорциям, его любопытство к исследованию мира, его наблюдения за природой и его понимание собственного индивидуального потенциала демонстрируют дух немецкого Ренессанса.

Оценивая творчество Альбрехта Дюрера, гуманист Эразм Роттердамский писал: «...чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить – огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос...».

В 1484 году, когда ему было всего 13 лет, Дюрер нарисовал свой автопортрет, который сегодня является одним из старейших и самых известных рисунков ребенка. С интересом естествоиспытателя, столь характерным для эпохи Ренессанса, Альбрехт просто зафиксировал заинтересовавший его объект — собственное лицо и не пытался себя украсить, героизировать или принарядить, как станет поступать повзрослев.

Автопортрет в возрасте 13 лет Альбрехт Дюрер
1484, 27.5×19.6 см
Автопортрет в возрасте 13 лет Альбрехт Дюрер 1484, 27.5×19.6 см

Некоторое время спустя он написал в правом верхнем углу: «Это я извлек из себя из зеркала в 1484 году, когда я был еще ребенком - Альбрехт Дюрер». В Германии конца XV века не приняты были автопортреты. 13-летний Дюрер не мог видеть никаких образцов, как не мог предполагать, что когда-то, именно благодаря ему, в европейском искусстве утвердится такой жанр — автопортрет.

На рисунке молодой Дюрер выглядит вдумчивым и в то же время строгим. Его взгляд полон грусти и решимости. Жест рукой говорит о бескомпромиссном желании достичь своей цели — стать великим мастером своего дела. Однажды отец Альбрехта увидел работу своего сына. Первый автопортрет Дюрера поразил талантливого ювелира. Отец всегда хотел, чтобы его сын пошел по его стопам, и после оценки работы Альбрехта он отправил его учиться в мастерскую художника Михаила Вольгемута. Там молодой Дюрер изучил основы живописи и гравюры.

По окончании обучения в то время каждый художник традиционно отправлялся в путешествие. Путешествуя, он должен был получить опыт от мастеров из дальних стран.

Одна из работ мастера Альбрехта в жанре автопортрета была сделана в Италии. Художник всегда хотел поехать именно в эту страну и познакомиться с уникальными традициями итальянской живописи. Он был поражен ярким буйством красок итальянских пейзажей.

Автопортрет 1498 год. Дерево, масло. 52 × 41 см . Музей Прадо, Мадрид
Автопортрет 1498 год. Дерево, масло. 52 × 41 см . Музей Прадо, Мадрид

Мы видим изысканного человека, мужчину, и, хотя Дюрер не был королевского происхождения, все в нем выдает манеры аристократа. Он мыслит себя им.

Сегодня автопортреты Дюрера хранятся во многих самых известных музеях мира. Изюминкой Нюрнберга является его «Автопортрет в меховой шубе» (или "Автопортрет в образе Христа", 1500 г.), который обычно висит в мюнхенской Alte Pinakothek и рассматривается некоторыми, как своего рода немецкая Мона Лиза.

Альбрехт Дюрер Графика, 1484, 27.5×19.6 см
Альбрехт Дюрер Графика, 1484, 27.5×19.6 см

Этот автопортрет был немыслимой смелостью в 16 веке. Все портреты того времени отличались одной общей чертой: обычные люди всегда изображались наполовину повернутыми, и только Иисус Христос был исключением. Дюрер был первым художником, который нарушил этот секретный запрет. Пронзительный вид, волнистые волосы, идеальные пропорции лица действительно делают его похожим на Христа. Даже рука, написанная внизу холста, составлена жестом, типичным для Святого Отца. Цвета на картинке сдержанные. На фоне черного, красного, белого и коричневого оттенков, лицо художника отчетливо выделяется. Мастер Альбрехт, завернутый в мантию, отделанную мехом, словно сравнивал себя с Создателем, который с помощью красок и кисти создает свой особый, таинственный и уникальный мир.

Мир Дюрера действительно был уникальным. Его знание в области астрономии, математики и естественных наук поражали воображение. Он создал карты звездного неба, наблюдая за небесным светом с крыши своего собственного дома, в котором размещалась небольшая обсерватория.

Созвездия Северного и Южного неба, гравировка, Альбрехт Дюрер, опубликовано в 1515 г.
Созвездия Северного и Южного неба, гравировка, Альбрехт Дюрер, опубликовано в 1515 г.

Он рассчитал значения, впервые создав в Европе магический квадрат, создал теоретические произведения по искусству.

Дюрер, Альбрехт Меланхолия. 1514 г. Melencolia Медь, резцовая гравюра. 23,9 × 18,8 см
Дюрер, Альбрехт Меланхолия. 1514 г. Melencolia Медь, резцовая гравюра. 23,9 × 18,8 см

На фоне неба в лучах кометы изображена летучая мышь, на крыльях которой выгравирована надпись - «Меланхолия I». Есть несколько версий, почему эта работа называется так. Хотя во всех своих работах Дюрер называет это произведение просто - «Меланхолия».

Первая из версий: художник задумал создать несколько работ, отражающих меланхолию, поэтому он начал нумеровать свои работы. Но, как известно, у Дюрера больше не было продолжения серии гравюр, посвященных меланхолии.

Вторая версия опиралась на психологические учения того времени, в которых говорилось, что есть три типа меланхоликов. Некоторые из них были творческими людьми с развитой фантазией, другие — политиками и учеными с развитым умом, а третьи - людьми религии и философами с развитой интуицией. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, пишет на гравюре: МЕЛЬНХОЛИЯ I.

Согласно третьей версии: «I» - это не римская цифра, а латинская буква «Я», означающая «прочь, тоска (меланхолия)».

-7

Магический квадрат Дюрера обладает дополнительным свойством - сумма в любом из четырех квадрантов, а также сумма средних четырех чисел равны 34. Таким образом, это магический квадрат гномона. Магический квадрат гномона — это магический квадрат 4 × 4, в котором элементы в каждом углу 2 × 2 имеют одинаковую сумму 34. До сих пор искусствоведы спорят, составлял ли сам Дюрер этот квадрат или на основе квадрата Корнелиуса Агриппы, изменяя порядок чисел. Как бы то ни было, но в своем магическом квадрате Дюрер зашифровал год создания гравюры (два средних числа снизу), дату смерти своей матери и несколько других символических дат для самого художника.

Три медные гравюры Дюрера: "Рыцаря, Смерти и Дьявола", "Святого Иеронима" и "Меланхолия I" известны с незапамятных времен. Они не составляют цикл, но между ними есть связь: они концентрируют все взгляды Альбрехта Дюрера и его современников на духовную жизнь человека. Было много попыток объединить эти три гравюры в один цикл.

Святой Иероним в келье. 1514 г.
Святой Иероним в келье. 1514 г.
Рыцарь, смерть и дьявол. 1513 г. 24,5 × 19,1 см
Рыцарь, смерть и дьявол. 1513 г. 24,5 × 19,1 см

Во время своих путешествий Дюрер рисовал так же пейзажи с натуры, он был одним из первых немецких художников, который сделал это. Его естественные исследования в работах, такие как «Молодой Заяц», «Кусок дёрна» сегодня известны во всем мире. Они поражают не только точностью деталей, но тайным смыслом, который пытался вложить художник.

Молодой заяц, 1502 г.
Молодой заяц, 1502 г.

Если вы присмотритесь внимательно, очень внимательно, то увидите в углу глаза зайца не просто пару бликов, отражающихся от его темной роговицы, а портал в прошлое. Это чудо сфокусированного наблюдения и точного рисования, знаменитая акварель, которая передает каждую мягкую нить меха зайца, было создано Альбрехтом Дюрером в 1502 году.

По словам Кристофа Мецгера, курировавшего выставку, отражающийся блеск в правом глазе зайца, на самом деле является отражением студии Дюрера, где была сделана работа. Волшебное прикосновение, которое сокращает расстояние между наблюдателями сегодняшнего шедевра и ушедшим миром, в котором художник жил пол тысячелетия назад. Это животное материализуется на бумаге в его мастерской, и в глазах нарисованного зайца вы можете видеть это же окно.

Решение Дюрера стереть с поверхности своей работы любое предположение о среде животного меняет его смысл. Так пустота, окружающая портрет, превращает чудо в нечто мистическое.

Что мы можем чувствовать, прикасаясь к силе возвышенных проблесков, которые украшают глаза зайца? Уберите эти тонкие искорки, и душа работы погаснет, ее магия исчезнет.

Наряду с «Молодым Зайцем» часто упоминается гипнотическое исследование Дюрером растрепанного клочка, казалось бы, случайного древа, известного как «Великий кусок дерна». Дюрер приглашает зрителей проникнуть в этот кустарник зелени с положения маленького животного. Зоркий взгляд художника позволил ему изобразить каждую травинку и растение с живыми деталями.

 Кусок дёрна (Большой куст) 1503 г., 41x32
Кусок дёрна (Большой куст) 1503 г., 41x32

Акварельные наброски Дюрера-горы и речные пейзажи предвосхитили искусство пейзажной живописи.

Альбрехт Дюрер – Вид на Инсбрук 1495. 12,7x18,7
Альбрехт Дюрер – Вид на Инсбрук 1495. 12,7x18,7

Работы Дюрера затягивают, и заставляют все больше и больше смотреть и учится «читать» их. Через его взгляда мы оказываемся в другой реальности — мире, о котором мы никогда не знаем. Все больше и больше ощущаешь какую-то непостижимую тайну – тайну его видения, его мышления, его особенного мистицизма.

St. Anthony Reading, 1519 г.
St. Anthony Reading, 1519 г.