Сотрудники ФСБ выполняют важную и ответственную работу, за что заслуживают уважения, почета, высокой зарплаты и, конечно же, пенсии. Это есть факт. Но другие военные тоже выполняют и тоже заслуживают. И пенсия на старости лет им нужна не меньше.
Все военные пенсионеры испытывают трудности при попытке продолжения карьеры после службы. За исключением пенсионеров ФСБ. Их путь безоблачен, дорога прямая и ясная. Потому что они (если хотят чего-либо кроме удочки на озере) уже трудоустроены на хороших и высокооплачиваемых местах. Каких?
Это должности заместителей генеральных директоров (или советников) во всех операторах связи «Большой тройки» (и в других телекоммуникационных компаниях, Ростелеком, Транстелеком и пр); во всех предприятиях нефтегазового сектора (изыскание, проектирование, добыча, транспортировка и переработка углеводородов); в крупнейших транспортных компаниях (ЖД, воздушный, речной, морской, автомобильный транспорт); во всех крупнейших банках, включая, конечно же, ключевые. Естественно, во всех государственных органах, где есть слово «надзор» (Роскомнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Росздравнадзор и пр), а также где имеется функция управления финансовыми потоками (ТФОМС, Казначейство, ПФ); во всех крупных компаниях, производящих что угодно (от удобрений до вертолетов и танкеров). Это неполный список, но мысль понятна.
Как же это получается? Неужели нет открытых конкурсов на замещение вакансий или иного профотбора, дающего равные возможности иным компетентным людям? Нет.
Эти кресла «номенклатурные». Их занимают исключительно через согласование с ФСБ или по рекомендации ФСБ. Первые лица этих предприятий заместителей себе не выбирают; более того, руководители уходят, а их замы остаются.
Но это не все. На указанных должностях часто обнаруживаются даже не пенсионеры, а офицеры из аппарата прикомандированных сотрудников (ранее - «действующий резерв»). Им идет выслуга, зарплата (точнее, две, по второму месту работы вторая может превышать первую в десятки раз), звания. И, естественно, отчисления в ПФ РФ, которые будут учитываться при начислении «второй» (социальной) пенсии при достижении возраста 60 лет. При зарплате в 300-500 т.р. (это обычная «белая» зарплата в таких структурах, бывает и миллион, и два) «вторая пенсия» может перевалить и за 100-150 т.р.
Такой «маневр» придумали в 90х, чтобы хоть как-то предотвратить растаскивание государственных ресурсов. В нормативно-правовом смысле схема таких назначений закреплена довольно зыбко: закон «О ФСБ» 1995 г. говорит, что «…военнослужащие органов федеральной службы безопасности могут быть прикомандированы к государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности… с оставлением их на военной службе». А в отношении пенсионеров ФСБ эту практику просто немного «расширили».
Грех не воспользоваться такой законной и «внеконкурсной» возможностью, не так ли?
Фактически, в любой рентабельной и крупной компании зарезервировано серьезное место для сотрудника (пенсионера) ФСБ. Правда, «шерстяных» мест на всех не хватает, разница между зарплатами АПС и «непристроенными» огромная, что вполне ожидаемо вызывает конфликты уже внутри ФСБ. Но это другая тема.
Очевидно, что власти при помощи аппарата ПС было проще контролировать ключевые отрасли и денежные потоки. Но сейчас то уже 25 лет прошло и время другое. Прикомандирование и контроль выродились в крышевание и синекуру, достаточно вспомнить резонансные факты с изъятием миллиардов.
Не пора ли посмотреть еще раз на тот закон? Справедливо ли текущее положение вещей по отношению к другим военным пенсионерам?
Кстати, поздравляю.
Читайте также Ко Дню чекиста. Зарплата и пенсия сотрудника ФСБ