Мы принадлежим нашим генам
Одна из самых значимых книг на тему эволюционной биологии. Докинз, копнув глубже уровня группового отбора, предложил революционный геноцентричный подход к теории эволюции. Главная идея автора в том, что процесс эволюции благоприятствует выживанию не наиболее приспособленным индивидам, а наиболее приспособленным генам. Основная единица отбора не индивид, а ген. Многоклеточные организмы представляют собой колонии генов, для которых являются эффективным транспортом способными к репликации. Мы – «машины выживания» для генов.
Докинз делает краткий экскурс во времена зарождения жизни на Земле. 4 млрд. лет назад в первичном бульоне вследствие неуправляемых химических процессов появились первые сложные молекулы – РНК, сумевшие реплицировать себе подобных. Вскоре мир РНК развернулся на весь мировой океан, который накопил в себе массу разнообразных молекул, участвовавших в естественном отборе. Для успешной выживаемости этим молекулам было необходимо три качества: высокая скорость репликации, точность репликации и высокая продолжительность жизни.Со временем молекулы стали усложняться, образуя колонии, так как это позволяло достигать синергического эффекта.
Колонии представляли собой примитивных существ, которые конкурируя за ресурсы, постепенно усложняясь. Естественный отбор благоприятствовал тем, генам, которые управляли своими машинами выживания таким образом, чтобы те как можно лучше использовали окружающую среду. Сложные организмы постепенно развивали способность к кооперации, так как это также способствовало выживанию гена. Кооперация зачастую связана с альтруистическими действиями, но лишь в силу того, что подобное сотрудничество выгодно эгоистичному гену.
К слову о кооперации. Автор многие ситуации взаимодействия в между организмами рассматривал с точки зрения теории игр. С помощью этой же теории он пришел к выводу какими качествами обладают выигрышные с точки зрения генов стратегии: добропорядочность, независтливлость и способность к прощению. Те организмы, которые используют данные принципы при кооперации выигрывают в длинной эволюционной гонке. При всей своей эгоистичности, на межгрупповом уровне ген награждает «хороших парней».
Кроме того многие социальные ситуации представляют собой игры с ненулевой суммой. В отличии от зрелищных игр вроде футбола или шахмат, в жизни чаще всего воможно обеспечить победу для всех сторон или минимизировать потери как в популярной дилемме заключенного. Подумайте, например, о спорах относительно зарплаты и дифференцированной оплаты труда. Когда мы ведем переговоры о том, чтобы нам повысили зарплату, движет ли нами зависть или же мы кооперируемся, чтобы максимизировать наши реальные доходы?
По ходу книги автор немного отходит от эволюционной биологии и вводит новый термин – мем. Мем представляет собой единицу культурной информации: символ, идею, теорию. Докинз считает, что новый первичный бульон находится в области культуры, внутри которой любые единицы информации развиваются в соответствии с эволюционной теорией. И для выживаемости идей необходимы те же качества, что и для органических существ: скорость распространения, точность распространения, продолжительность жизни. Мемом являются любые идеи от рецепта борща и песни Мадонны до той же теории эволюции.
Мораль, которую можно извлечь из этой книги заключается в том, что детей необходимо учить альтруизму, поскольку маловероятно, что это качество составляет часть нашей биологической природы. Автор выражает надежду на то, что хоть мы и управляемы нашими генами, но в то же время можем и влиять на них. Как пример – добровольное использование средств контрацепции, которое с точки зрения гена является нелогичным и препятствующим его размножению. По мнению Докинза это доказывает то, что мы как индивиды можем принимать самостоятельные осознанные решения, не озираясь на эгоистичную природу наших генов.