В Париже, за собором Парижской Богоматери, находится старейшая больница Франции Отель-Дьё («Божеский приют»). Данный комплекс зданий был сооружен в 1877 году на месте старых построек. Больница и сейчас работает, а открыта она была аж в 651 году для оказания помощи нищим, в том числе и для их лечения.
С 16 века, и на протяжении последующих 200 лет, Отель-Дьё был крупнейшей больницей Франции. В конце 18 века в больнице лечилось от 3 до 4 000 человек. Размещались больные на 1233 кроватях – как одиночных, так и на кроватях для нескольких больных. Последние имели длину 1,80 м. и ширину 1,20 м. При этом на таких кроватях помещались 3 -4 взрослых и до 25 детей!
По воспоминаниям современников, скученность в больничных помещениях была страшная. Больные могли лежать даже на полу. В этом случае врачам приходилось через них перешагивать. Мужчины, женщины и дети помещались вместе, причем болезнями они могли страдать совершенно разными. «На одном и том же ложе стонала от родовых мук женщина, корчился в судорогах младенец, горел в лихорадочном жару тифозный, кашлял чахоточный, расчесывал себе кожу экзематозный…» (Макс Нордау). Причем постельное белье менялось крайне редко и было завшивлено, а питание было довольно скудным.
Не лучше обстояли дела и в Англии. Даже в начале 19 века попасть в лондонскую больницу, особенно на операционный стол, было сродни приговору, поэтому богатые люди лечились на дому. Ни о какой стерильности не было и речи. Хирургические инструменты не мылись и одним и тем же скальпелем хирург мог сначала вскрыть труп, а потом сделать операцию. Причем, если оперировал известный хирург, в операционную набивались зрители с улицы.
В России дела обстояли также не лучшим образом. В 18 веке больницы часто представляли собой низкие деревянные бараки с земляным полом и узкими окнами, которые никогда не открывались. Не было умывальников и отхожих мест. В 1797 году в Московском военном госпитале проверяющие нашли на одной кровати по двое больных или на двух кроватях по трое больных.
Лишь со второй половины 19 века, когда французским микробиологом Л. Пастером и английским хирургом Д. Листером были заложены основы антисептики, чистоте и адекватному размещению больных в больницах стало придаваться значение.
Хочется верить, что глядя на переполненные сейчас больными больничные палаты и коридоры, чиновники от здравоохранения хотя бы не возьмут на вооружение такое «достижение» Средневековья, как многоместные кровати.