Привет! Сегодня снова переводной материал "Стамбульский археологический музей возвращается, кусочек за кусочком".
Если вы недавно были в упомянутом музее, то, вероятно, он оставил у вас неоднозначные впечатления, прежде всего, из-за затянувшейся реставрации и закрытых секций. Я была там в сентябре 2017-го, мне повезло чуть больше. Но о своих впечатлениях я расскажу в другой раз. А сегодня оптимистичная статья. Лично мне уже хочется вернуться и посмотреть на всё это собственными глазами.
Дворец Топкапы, бывшая резиденция Османских Султанов - самый популярный музей Стамбула и всей Турции. В 2018 году его посетили чуть более 3 миллионов человек. А находящийся по соседству в бывших внешних садах дворца Стамбульский Археологический музей привлёк только десятую этого числа - 378 675 посетителей.
Как получилось , что одна из первых (создана в 1869 году) и богатейших археологических мировых коллекций, с экспонатами, последовательно охватывающими тысячелетия культуры цивилизаций Анатолии, смогла привлечь лишь часть внимания туристов, так щедро расточаемого на Топкапы, Собор Святой Софии и Голубую мечеть? На ум сразу приходят три причины.
- Стамбул обычно позиционируется и продается турагентами как восточный, в чём-то экзотичный город. Туристы, как правило, рассредотачиваются по резиденциям султанов, мечетям, базарам, круизами по Босфору, хотя именно оттуда хорошо видно римское и византийское прошлое города.
- Сам музей были довольно “недружелюбен" к посетителям". Было трудно ориентироваться из-за устаревшего подхода к организации музейного пространства. Потускневшие и посеревшие цвета в переполненных и тускло освещенных выставочных залах.
- Самая очевидная причина - с 2012 года музей был частично закрыт на капитальный ремонт и реконструкцию.
Хотя часть экспозиции музея по-прежнему недоступна, первый этап генерального плана завершен - вновь открылись шесть залов, которые демонстрируют учреждение мирового уровня, блестящее и привлекательное, наконец-то соответствующее 21-му веку. Посетители вернулись, и, кажется, наслаждаются новым опытом.
Мастер-план реконструкции был разработан Boris Micka Associates, архитектурно-дизайнерской студией, базирующейся в Испании, но с сотрудниками со всего мира. Борис Микка родился в Праге, там же получил образование. Его студия занимается преображением музея, но не в полном объёме. Мешает турецкая бюрократия и бюджетные ограничения.
План студии Микки состоял в том, чтобы основательно перестроить пространственное расположение трех музейных зданий:
- Изразцового павильона, где демонстрируется исламское искусство
- Музея Древнего Востока в великолепной U-образной неоклассической структуре, построенной архитектором Александром Валлори между 1887 и 1908 годами
- Относительно новое здание, где размещены коллекции Константинополя и Трои.
Микка хотел использовать находящийся рядом бывший Османский монетный двор, Darphane-i Amire и разместить там кафе, магазины, складские помещения и консервационные лаборатории, а также новые выставочные площади, посвященные истории Стамбула и Османской династии. Эта часть его предложения была одобрена, но работы так и не начались. Недавно здание было передано администрации музея Дворца Топкапы. Будущее этого района на данный момент неизвестно, но возможность развивать связь с археологическим музеем, скорее всего, утрачена.
В результате студия Микки ограничилась только переделкой здания Музея Древнего Востока и его интерьеров. Они подготовили комплексный трехэтапный проект и были назначены ответственными за реализацию первых двух его этапов. Контракт на третий этап все еще не подписан. Планы Министерства культуры неизвестны.
В ходе предварительных работ, проведенных были усилены конструкции против сейсмической активности - вставлены стальные пластины и растяжки в стены, колонны и полы. Еще одна команда восстановила оригинальное убранство, заново открыв яркие геометрические узоры на потолках,раньше они были заштукатурены.
Выставочные пространства были переработаны в инновационном и более динамичном музеографическом стиле. Как пояснил Микка "[основная цель] заключается в сохранении экспонатов и рассказе об их истории. Объекты стоят в одиночестве. Они сами себя представляют.
Стены музея покрасили в бордово-красный цвет, а другие помещения будут в серой и зеленой цветовых гаммах. Итальянский дизайнер осветительных приборов Ада Бонадеи выделила отдельные экспонаты с помощью идеально подобранных прожекторов. Это помогает оценить красоту и особенность известняка, мрамора и алебастра, подчеркнуть их уникальные характеристики и различия. Бонадеи также использовала зеркала, чтобы посетители смогли увидеть те детали экспонатов, которые раньше оставались скрытыми от посетителей.
У испанца Хавьера Эрмида были специально заказаны иллюстрации, чтобы поместить экспонируемые объекты в нужный контекст. Они изображают сцены шествия к жертвоприношению, охоту и пиршество. Стоит отметить и информативные, но доступные описания экспонатов на турецком и английском языках.
В небольшом фойе сразу после входа в музей посетителей встречает колоссальная статуя Бес, египетского божества, защищавшего домашний очаг. Бес щеголяет густой бородой и держит перед собой за задние лапы льва. Статуя, датируется шестым веком до нашей эры, её нашли на Кипре.
Двери слева и справа после входа ведут в галереи. В правом зале представлены предметы с 6-го по 4-й век до нашей эры - статуи богов и мифологических героев, погребальные стелы и плиты с солдатами и всадниками из архаического, персидского и классического периодов. По плану Микки, на втором этапе реконструкции римский и эллинский периоды будут представлены с использованием тех же подходов к освещению и презентации.
Сами коллекции говорят об имперском происхождении музея. Артефакты поступали не только из Анатолии, но и из регионов, контролируемых Османской империей - греческих островов Родос и Самос, Пеллы, столицы древнего королевства Македонии, Лептис Магны в Ливии.
Коридор справа от главного входа ведет к книжному магазину и небольшому залу, полностью посвященному Осману Хамди-Бею, которого сегодня считают настоящим основателем музея. В кубических стеклянных витринах находятся предметы и документы, свидетельствующие о многих других его ипостасях - художника, археолога и музееведа.
Далее выставлены богато украшенные саркофаги V-IV веков до н. э. из царского некрополя в Сидоне (в Ливане). Никогда ранее они не выглядели такими сияющими и отполированными. Осман Хамди-Бей раскопал их в 1887 году и отправил в Стамбул. Иллюстрации на стенах авторства Хавьера Эрмида изображают историю их открытия и пути на корабле в османскую столицу.
О дальнейших планах корреспонденту "Аль-монитора" рассказал представитель турецкого МИД Эрик Гюнай.
Мы работаем на втором этаже, куда перенесём секцию Трои. Мы представим хронологический подход к археологической науке от предыстории до Византийской Империи. Также добавим раздел с золотыми монетами и другими драгоценными предметами, которые никогда не выставлялись из-за нехватки места.
Второй этап проекта планируется завершить к июню 2020 года. Третий этап будет включать работу над архитектурными и саркофаговыми секциями на первом этаже и библиотеку 19-го века.
Борис Микка настроен оптимистично:
Обновленный музей станет частью впечатлений от посещения Стамбула. Он оставит яркие воспоминания от визита.