Найти тему
12,5K подписчиков

Стамбульский археологический музей. Дайте ему второй шанс, и он вас удивит 😍

1,3K прочитали
Привет! Сегодня снова переводной материал "Стамбульский археологический музей возвращается, кусочек за кусочком".
Если вы недавно были в упомянутом музее, то, вероятно, он оставил у вас неоднозначные впечатления, прежде всего, из-за затянувшейся реставрации и закрытых секций. Я была там в сентябре 2017-го, мне повезло чуть больше. Но о своих впечатлениях я расскажу в другой раз. А сегодня оптимистичная статья. Лично мне уже хочется вернуться и посмотреть на всё это собственными глазами.

Дворец Топкапы, бывшая резиденция Османских Султанов - самый популярный музей Стамбула и всей Турции. В 2018 году его посетили чуть более 3 миллионов человек. А находящийся по соседству в бывших внешних садах дворца Стамбульский Археологический музей привлёк только десятую этого числа - 378 675 посетителей.

Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей

Как получилось , что одна из первых (создана в 1869 году) и богатейших археологических мировых коллекций, с экспонатами, последовательно охватывающими тысячелетия культуры цивилизаций Анатолии, смогла привлечь лишь часть внимания туристов, так щедро расточаемого на Топкапы, Собор Святой Софии и Голубую мечеть? На ум сразу приходят три причины.

  1. Стамбул обычно позиционируется и продается турагентами как восточный, в чём-то экзотичный город. Туристы, как правило, рассредотачиваются по резиденциям султанов, мечетям, базарам, круизами по Босфору, хотя именно оттуда хорошо видно римское и византийское прошлое города.
  2. Сам музей были довольно “недружелюбен" к посетителям". Было трудно ориентироваться из-за устаревшего подхода к организации музейного пространства. Потускневшие и посеревшие цвета в переполненных и тускло освещенных выставочных залах.
  3. Самая очевидная причина - с 2012 года музей был частично закрыт на капитальный ремонт и реконструкцию.
Львы с фасада дворца Буколеон
Львы с фасада дворца Буколеон

Хотя часть экспозиции музея по-прежнему недоступна, первый этап генерального плана завершен - вновь открылись шесть залов, которые демонстрируют учреждение мирового уровня, блестящее и привлекательное, наконец-то соответствующее 21-му веку. Посетители вернулись, и, кажется, наслаждаются новым опытом.

Мастер-план реконструкции был разработан Boris Micka Associates, архитектурно-дизайнерской студией, базирующейся в Испании, но с сотрудниками со всего мира. Борис Микка родился в Праге, там же получил образование. Его студия занимается преображением музея, но не в полном объёме. Мешает турецкая бюрократия и бюджетные ограничения.


План студии Микки состоял в том, чтобы основательно
перестроить пространственное расположение трех музейных зданий:

  • Изразцового павильона, где демонстрируется исламское искусство
  • Музея Древнего Востока в великолепной U-образной неоклассической структуре, построенной архитектором Александром Валлори между 1887 и 1908 годами
  • Относительно новое здание, где размещены коллекции Константинополя и Трои.

Микка хотел использовать находящийся рядом бывший Османский монетный двор, Darphane-i Amire и разместить там кафе, магазины, складские помещения и консервационные лаборатории, а также новые выставочные площади, посвященные истории Стамбула и Османской династии. Эта часть его предложения была одобрена, но работы так и не начались. Недавно здание было передано администрации музея Дворца Топкапы. Будущее этого района на данный момент неизвестно, но возможность развивать связь с археологическим музеем, скорее всего, утрачена.
В результате студия Микки ограничилась только переделкой здания Музея Древнего Востока и его интерьеров. Они подготовили комплексный трехэтапный проект и были назначены ответственными за реализацию первых двух его этапов. Контракт на третий этап все еще не подписан. Планы Министерства культуры неизвестны.

Привет! Сегодня снова переводной материал "Стамбульский археологический музей возвращается, кусочек за кусочком".-4

В ходе предварительных работ, проведенных были усилены конструкции против сейсмической активности - вставлены стальные пластины и растяжки в стены, колонны и полы. Еще одна команда восстановила оригинальное убранство, заново открыв яркие геометрические узоры на потолках,раньше они были заштукатурены.

Выставочные пространства были переработаны в инновационном и более динамичном музеографическом стиле. Как пояснил Микка "[основная цель] заключается в сохранении экспонатов и рассказе об их истории. Объекты стоят в одиночестве. Они сами себя представляют.

Стены музея покрасили в бордово-красный цвет, а другие помещения будут в серой и зеленой цветовых гаммах. Итальянский дизайнер осветительных приборов Ада Бонадеи выделила отдельные экспонаты с помощью идеально подобранных прожекторов. Это помогает оценить красоту и особенность известняка, мрамора и алебастра, подчеркнуть их уникальные характеристики и различия. Бонадеи также использовала зеркала, чтобы посетители смогли увидеть те детали экспонатов, которые раньше оставались скрытыми от посетителей.
У испанца
Хавьера Эрмида были специально заказаны иллюстрации, чтобы поместить экспонируемые объекты в нужный контекст. Они изображают сцены шествия к жертвоприношению, охоту и пиршество. Стоит отметить и информативные, но доступные описания экспонатов на турецком и английском языках.

В небольшом фойе сразу после входа в музей посетителей встречает колоссальная статуя Бес, египетского божества, защищавшего домашний очаг. Бес щеголяет густой бородой и держит перед собой за задние лапы льва. Статуя, датируется шестым веком до нашей эры, её нашли на Кипре.

Привет! Сегодня снова переводной материал "Стамбульский археологический музей возвращается, кусочек за кусочком".-6

Двери слева и справа после входа ведут в галереи. В правом зале представлены предметы с 6-го по 4-й век до нашей эры - статуи богов и мифологических героев, погребальные стелы и плиты с солдатами и всадниками из архаического, персидского и классического периодов. По плану Микки, на втором этапе реконструкции римский и эллинский периоды будут представлены с использованием тех же подходов к освещению и презентации.

Сами коллекции говорят об имперском происхождении музея. Артефакты поступали не только из Анатолии, но и из регионов, контролируемых Османской империей - греческих островов Родос и Самос, Пеллы, столицы древнего королевства Македонии, Лептис Магны в Ливии.

Привет! Сегодня снова переводной материал "Стамбульский археологический музей возвращается, кусочек за кусочком".-7

Коридор справа от главного входа ведет к книжному магазину и небольшому залу, полностью посвященному Осману Хамди-Бею, которого сегодня считают настоящим основателем музея. В кубических стеклянных витринах находятся предметы и документы, свидетельствующие о многих других его ипостасях - художника, археолога и музееведа.

Привет! Сегодня снова переводной материал "Стамбульский археологический музей возвращается, кусочек за кусочком".-8

Далее выставлены богато украшенные саркофаги V-IV веков до н. э. из царского некрополя в Сидоне (в Ливане). Никогда ранее они не выглядели такими сияющими и отполированными. Осман Хамди-Бей раскопал их в 1887 году и отправил в Стамбул. Иллюстрации на стенах авторства Хавьера Эрмида изображают историю их открытия и пути на корабле в османскую столицу.

Привет! Сегодня снова переводной материал "Стамбульский археологический музей возвращается, кусочек за кусочком".-9

О дальнейших планах корреспонденту "Аль-монитора" рассказал представитель турецкого МИД Эрик Гюнай.

Мы работаем на втором этаже, куда перенесём секцию Трои. Мы представим хронологический подход к археологической науке от предыстории до Византийской Империи. Также добавим раздел с золотыми монетами и другими драгоценными предметами, которые никогда не выставлялись из-за нехватки места.

Второй этап проекта планируется завершить к июню 2020 года. Третий этап будет включать работу над архитектурными и саркофаговыми секциями на первом этаже и библиотеку 19-го века.

Борис Микка настроен оптимистично:

Обновленный музей станет частью впечатлений от посещения Стамбула. Он оставит яркие воспоминания от визита.