Найти тему
Онлайн-журнал Сибдепо

«Мы пришли забрать ребёнка»: рейд по детским садам Кемерова

Вместе с кемеровским блогером, многодетной мамой Маргаритой Клочковой, мы организовали рейд по детским садам нашего города. Получилось ли у нас «добраться» до детей, как если бы мы были преступниками, и так ли всё плохо в кемеровских детских садах – читайте в нашем репортаже.

Мимо меня проносятся дети, как утята, они семенят за «мамой-уткой» воспитателем. Пройдя вглубь, я замечаю очередную «кучку» детей, малыши ворошат лопатками снег и копошатся среди свежих сугробов. Похожая на надзирателя воспитатель, со строгим видом объясняет детям, что вход в ледяной лабиринт у нас здесь, а выход – тут. Окликаю со спины, натягиваю улыбку и спрашиваю: а где же вход в детский сад? Присущая педагогу нравоучительность спадает с её лица сразу, как только она меня замечает. Женщина радушно объясняет как пройти в здание, я говорю спасибо, и на этом мы расстаёмся. Это был первый человек, который обратил на меня внимание за последние 15 минут. А ведь в этом саду я совершенно чужой человек.

В такие моменты начинаешь задумываться: сколько нужно времени, чтобы причинить ребёнку зло? Одна, две, пять, десять минут? Убийца из Томска увёл маленькую Вику из детского сада за пять, нарьян-марский сатанист провёл в детском саду не больше десяти, и этого ему, увы, хватило. Слава богу, я не преступник, а журналист, и пришёл сюда не со злым умыслом, а проверить воспитателей на внимательность.

Охота на ведьм

О преступлении в Нарьян-Маре, пожалуй, знает каждый: 31 октября то ли душевнобольной, то ли просто пьяный мужчина прошёл в детский сад, обойдя внимание охраны, и зарезал ребёнка во время тихого часа. Через пару дней после трагедии Сергей Цивилев дал распоряжение проверить безопасность в детских садах Кузбасса. А то мало ли. При этом нельзя сказать, что детские сады проходят «ниже уровня радаров» надзорных органов. Незадолго до распоряжения губернатора прокуратура отчиталась о многочисленных нарушениях в сфере образовательных учреждений. Среди которых есть и такие как «замалчивание происшествий криминального характера», ну и, конечно, недостаточный уровень защищённости: почти повсеместно вместо накачанных мужчин из ЧОПа сидят пенсионеры.

Мы не стали дожидаться результатов глобальной проверки и сделали свою – чуть более скромную. С собой мы позвали довольно известную кемеровчанку, мать троих детей и блогера Маргариту Клочкову, и отправились в путь. Пытаясь как можно ближе добраться до самого ценного, что есть в детских садах – до детей.

Видеорепортаж по ссылке: «Мы пришли забрать ребёнка»: рейд по детским садам Кемерова

Незадолго до начала рейда Маргарита поделилась с нами своими переживаниями. Она призналась, что после нарьян-марской трагедии несколько дней старалась не смотреть тему в интернете и не включать телевизор. Чтобы лишний раз не волноваться. Но ужас не значит удивление, кемеровчанка давно ставит под сомнение систему безопасности в государственных детских садах:

«Я не хочу обидеть тех, кто отдаёт детей в государственные сады, просто эти сады, они как русская рулетка: повезёт – не повезёт. А я не хочу играть своими детьми. В своём детском саду я полностью уверена. Особенно в его безопасности. Я знаю, что там есть онлайн-камера и в любой момент можно посмотреть, чем занят мой ребёнок, это успокаивает», – рассказала Маргарита.

Подтвердятся ли наши опасения о безопасности «казённых» садов, или им суждено остаться всего лишь стереотипами? Читайте ниже.

-2

Легенда

В рейд мы выдвинулись втроём: я, молодой неприметный парень, наш фотокорр – коренастый мужчина с бородой и щетиной, и Маргарита: хрупкая молодая блондинка. По легенде мы приходимся не бог весть какими родственниками Семёнову Диме. Дима маленький, белокурый и полностью выдуманный мальчик. Его нас попросила забрать Димина беспечная мама. Всеми правдами и неправдами мы будем убеждать воспитателей, что Диму нам надо отдать. А если не отдать, то хотя бы посмотреть – там ли он вообще. Посмотрим, насколько сотрудники детских садов готовы привечать дальних родственников.

Ходили мы с двух часов дня до пяти вечера, поэтому в большинстве садиков шёл тихий час, а кое-где дети едва открыли глазки после положенного сна.

Детский сад №1: Рудничный район

-3

Первым делом наша бригада отправилась в один из новых детских садов Рудничного района.

Само здание располагается на перекрёстке, немного поодаль от всех остальных. В целом, в здешних окрестностях довольно безлюдно. По периметру сад венчает двухметровый радужный заборчик, мы подходим к калитке и встречаем первую проблему: покой детей оберегают не кнопочки-звоночки, а обычная щеколда. Так что зайти сюда может кто угодно.

Впрочем, простота проникновения с лихвой компенсируется бдительностью сотрудников. Мы ещё возимся с дверью, а они уже выглядывают из-за занавесок. Пожалуй, если бы мы пришли сюда с ножами, это было бы менее подозрительно, чем с камерой. Вместо того, чтобы говорить о детях, на крыльце у нас завязывается баталия на тему «можно/нельзя снимать». Трое женщин на пороге обеспокоены только этим:

– Есть ли у вас разрешение на съёмку? А можно ли вам тут снимать? А почему нас не предупредили? – сыплют они вопросами.

Впервые за мою карьеру у меня кто-то спрашивает «корочки» журналиста, нас записывают в «книжечку», и мы ретируемся. Так и не спросив про мальчика Диму. В последующие разы нам пришлось прятать нашего оператора куда тщательней.

Продолжение читайте по ссылке: «Мы пришли забрать ребёнка»: рейд по детским садам Кемерова