2 декабря 2019 года начались поставки природного газа из России в Китай по газопроводу "Сила Сибири".
Проработка проекта началась в 2012 году, а спустя два года - в 2014 году, было подписано соглашение с Китаем, ставшее крупнейшим в истории российской газовой отрасли.
Надо сказать, что данный газопровод - стратегически важен для обеих стран, но для Китая - в первую очередь. Поставки газа из России позволят ему не сильно зависеть от импорта газа из Мьянмы и Средней Азии. А наша страна получит быстрорастущий и перспективный рынок: в связи с постепенным отказом от угля Китай за последние годы уже увеличил импорт газа на 34%. И это, вероятно, далеко не предел.
Кроме того, как отмечает ведущий научный сотрудник Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН Марк Шац, "создание на востоке, западе и юге Сибири России развитой энергетической инфраструктуры в виде межгосударственных и международных газо-, нефтепроводов, ЛЭП должно снизить стоимость энергоносителей, повысить надежность энерго- и топливоснабжения как потребителей азиатской части РФ, так и стран АТР".
Однако, не стоит забывать и об очень сложных природных условиях территории, по которой проходит трасса газопровода. По мнению ученого, современное освоение криолитозоны, использование ее ресурсов, проживание городского и сельского населения невозможны без системной оценки совокупного влияния на нее как проектируемых, так и уже существующих промышленных объектов. Их взаимосвязь в сочетании с оценкой последствий социально-экономических, экологических, историко-культурологических и медико-биологических процессов представляет собой сложную задачу, требующую глубокого системного подхода и имеющую фундаментальное социально-региональное значение.
Отрадно, что для минимизации воздействия на окружающую среду маршрут «Силы Сибири» проложен преимущественно по участкам редколесий и старых гарей. На рисунке ниже хорошо видно, насколько продумано с геотехнологической точки зрения скомпонован переход ГТС через один из крупных водотоков в средней части трассы. Но и думать, что после завершения строительства газопровод будет работать без проблем, принося только прибыль, не стоит. Столь сложная природно-техническая система, несомненно, может преподнести ее эксплуатантам еще немало проблем, предотвратить которые можно, лишь уделяя максимум внимания геотехническому мониторингу, тщательно оценивая влияние трубопровода на окружающую среду, в том числе, на животный мир, а также не допуская различные техногенные аварии. В противном случае, вместо прибыли и хороших отношений с Китаем, можно получить обратный эффект.
К слову сказать, опасение Марка Шаца обоснованы. Как он сам отмечает, по обобщенным данным научных и технологических исследований и официальным данным АО «Газпром», 42% всех аварий на линейной части магистральных газопроводов обусловлено прямым или косвенным воздействием природных факторов. При этом 16% проблем обусловлены внешней общей коррозией, 12% – экзогенными процессами (в т.ч. 3% – изменениями геокриологических условий), 13% – коррозионными явлениями, 1% – другими естественными факторами.
Стоимость таких аварий в прямом и косвенном выражении исчисляется миллиардами рублей.