Вот и декабрь – время традиционных благотворительных базаров, аукционов, распродаж и прочих мероприятий, призванных собрать деньги нуждающимся. В этом месяце проходят и крупные мероприятия для всех фондов вроде "Щедрого вторника" и "Душевного Bazar'a", и мелкие события, которые проводят отдельные благотворительные организации.
Однако помогать ближним необходимо постоянно, а не только в декабре. Существует масса креативных способов сбора денег, ведь НКО понимают, что все быстро приедается, и постоянно придумывают новые способы вовлечения людей в благотворительность. Pinkglasses выбрал восемь оригинальных способов фандрайзинга, чтобы показать: благотворительность – это не только полезно и важно, но интересно, легко и весело.
1. Бег со смыслом
Любите спорт? Ведете здоровый образ жизни? Обожаете испытывать себя? Если на все эти вопросы вы ответили "да", то вот один из самых знаменитых в России благотворительных марафонов — забег "Бегущие сердца". Этот марафон уже несколько лет организует фонд помощи детям с особенностями развития "Обнаженные сердца".
В этом году тысячи людей в Москве и других городах России преодолели дистанции в 4,2 км, 10 км и даже 42,2 км, чтобы собрать деньги детям, нуждающимся в помощи. Испытать себя мог каждый – в марафоне принимали участие люди на инвалидных колясках.
В этом году “Бегущие сердца” собрали 43 млн рублей, которые были потрачены на помощь семьям, воспитывающим детей с различными нарушениями, стажировки для специалистов, обучение педагогов итд.
Суммы пожертвований во время марафона уверенно растут: в 2015 году фонд собрал 10 млн рублей, через год уже 37 млн рублей, а в 2017 году рекордные для забега 50 млн рублей, в 2018-м году – 40,5 млн рублей. За годы значительно увеличилось и число участников забега: если в 2015 году 1,5 тыс. человек бежали только в Москве, то в этом году только в столице собралось 10 тыс. марафонцев, а в 67 городах России и СНГ пробежали разные дистанции аж 120 тыс. человек.
2. Усатые пожертвования
Если же бег – не для вас, и вам лень не только пробежать два километра, но и просто бриться по утрам, вы оцените флешмоб "#самисусами", организованный в 2016 году фондом помощи взрослым "Живой".
Правила акции были предельно просты: размещаешь в соцсетях свою фотографию с растительностью под носом со словами "Я помогаю своими усами" и хэштег #самисусами и #фондживой. Усы можно было не отращивать, а взять виртуальные со специального сайта. Ну и, конечно, главным условием акции было пожертвование в пользу фонда.
Эта забавная акция принесла 1 млн рублей на помощь подопечным фонда. Внушительную сумму удалось собрать примерно за два месяца. Наиболее активные усачи получили от фонда памятные призы, а также чувство удовлетворения от помощи ближнему.
3. Ведро тебе в помощь
Говоря о фандрайзинге с фантазией, нельзя не вспомнить знаменитейший благотворительный флешмоб — Ice Bucket Challenge. Вирусная акция 2014 года была организована для повышения осведомленности о боковом амиотрофическом склерозе и для финансирования исследований этой болезни.
Каждый участник должен был вылить на себя ведро ледяной воды и перечислить в благотворительный фонд ALS Association $10. Затем нужно было бросить вызов ещё троим участникам. В течение 24 часов им надо было сделать то же самое, засняв процесс на видео. Если же они отказывались от участия в акции, они должны были внести $100 в фонд.
Со временем флешмоб из благотворительной акции превратился в банальное обливание водой без какого-либо пожертвования, а ещё чуть позже люди вообще перестали упоминать о боковом амиотрофическом склерозе. Также критики акции указывали на опасность такого холодного обливания без подготовки и называли происходящее бессмысленной тратой воды. Тем не менее, по данным СМИ, ALS Association собрала на ажиотаже вокруг ледяного обливания $115 млн. На сегодняшний день, это самая вирусная благотворительная акция.
4. Добро с переодеванием
Помогать в информировании общества о боковом амиотрофическом склерозе можно не только обливаниями, но и… переодеваниями. В этом году в Москве прошёл VII детский благотворительный бал "Космический косплей", и деньги от продажи билетов пошли в фонд "Живи сейчас" — единственную организацию, которая занимается системной помощью людям с БАС в России.
Увлекательная программа галактического масштаба с участием героев “Звездных войн”, инопланетян и фантастических космонавтов оставила неизгладимое впечатление и позволила собрать более 300 тыс. рублей, которые были направлены на помощь подопечным фонда. За один вечер организаторам удалось собрать деньги, развлечь детей, а также создать необыкновенную атмосферу вокруг довольно тяжёлой темы.
5. Поделись буханкой хлеба
Далеко не всегда фондам нужны только деньги, помочь иногда можно даже обыкновенными продуктами. Например, месяц назад сеть супермаркетов “Дикси” в партнерстве с фондом продовольствия “Русь” проводила кампанию по сбору еды "Продукты в помощь". Идея в том, чтобы помочь нуждающимся из регионов: люди покупали товары первой необходимости и прямо в магазине передавали их волонтерам. Из продуктов потом сделали наборы и распределили их среди малоимущих семей. Такие акции фонда с участием волонтеров проходят несколько раз в месяц.
В сотрудничестве с ритейлером Х5 (сети “Перекресток”, “Пятерочка”, “Карусель”) фонд открыл благотворительный интернет-магазин "Корзина доброты". Тут можно купить продуктовый набор и пожертвовать его онлайн. Проект работает по всей стране.
Согласно отчёту фонда, за 6 лет работы организация раздала более 30 млн килограмм продовольствия и товаров народного потребления малоимущим россиянам. В 2018 году объем помощи был более 5,9 млн кг товаров. Очевидно, это самый простой и эффективный способ помощи: купить лишнюю буханку хлеба или банку консервов несложно.
6. Деньги вместо цветов
Все мы помним себя 1 сентября - в одной руке обязательно был букет для учительницы. Фонд помощи хосписам "Вера" несколько лет назад предложил изменить эту традицию: что если купить один букет от всего класса, а все оставшиеся деньги перевести на благотворительность. Акцию назвали “Дети вместо цветов”, а деньги предлагали переводить в поддержку подопечных фонда "Вера" и детского хосписа "Дом с маяком". За несколько лет акция стала очень популярна: многие согласны с тем, что помощь детям лучше, чем горы увядших букетов. В 2015 году к акции присоединились учителя, родители и ученики 200 школ и 500 классов, а в 2016 году — уже более 600 школ и 1800 классов. Растут и суммы пожертвований. В 2017 году благодаря этому флешмобу удалось собрать 39,5 млн рублей, через год эта цифра поднялась до 53,2 млн рублей, в этом году, согласно предварительным данным, на помощь больным было собрано уже более 57 млн рублей.
Все эти деньги будут потрачены на медицинское оборудование, лекарства и специальное питание. Также данные средства позволят обеспечить семьям, оказавшимся в трудной ситуации, психологическую и юридическую поддержку. Кроме того, эту идею подхватили и другие фонды, а значит число получивших необходимую помощь куда больше, чем указано в отчетах фондов "Вера" и "Дом с маяком".
7. Кофе ради бездомных
Есть еще один легкий и приятный способ помочь: всего лишь выпить чашечку кофе, главное – сделать это в правильном месте и в правильное время. 26 октября 2019 года в Москве и Санкт-Петербурге прошла благотворительная акция "Эспресс-помощь". В 238 заведениях двух городов можно было выпить кофе, чай, пиво или просто поесть и тем самым помочь бездомным, находящимся под опекой благотворительной организации "Ночлежка". При этом в некоторых заведениях, участвующих в акции, параллельно проходили лекции и мастер-классы, организованные специалистами из разных областей: от психологов и кондитеров до юристов и гинекологов.
“Ночлежка” организовала уже 12 таких акций, что принесло организации около 3 млн рублей. Эти деньги помогли 350 людям выбраться с улицы и вернуться к обычной жизни. В этот раз 238 заведений и 35 мастер-классов в Москве и Петербурге собрали вместе 683 тыс. рублей. Все вырученные средства пойдут на работу реабилитационного приюта "Ночлежки", а это не просто крыша и еда для бездомных, но и юристы с социальными работниками, которые помогают восстановить документы, устроиться в дома престарелых, найти работу и жилье.
8. Нелепый свитер против стыда
Люди, у которых есть проблемы со здоровьем, часто испытывают психологический дискомфорт. Поэтому подопечным благотворительных фондов очень важна моральная поддержка. Например, фраза: "Ты, что глухой?" заставляет людей с нарушением слуха скрывать свои проблемы и мешает им чувствовать себя комфортно в ситуациях, когда они действительно не слышат из-за окружающего шума. Они стесняются переспросить что-то нужное еще раз, что становится причиной глупых и неприятных ситуаций.
Поэтому автономная некоммерческая организация "Капли звуков" из Калининграда решила запустить флешмоб, призванный придать уверенности глухим и слабослышащим. Идея такая: нужно найти в шкафу нелепый свитер, который непонятно зачем купил и никогда не наденешь, надеть его, сфотографироваться и выложить в соцсети с хэштегом #глухимбытьнестыдно. Таким образом люди покажут: раз мне не стыдно выглядеть глупо в этом свитере, то и тем, кто имеет проблемы со слухом, не надо стыдиться своих проблем со здоровьем. Вместе с этим также предлагается сделать пожертвование в адрес фонда, чтобы помочь глухим и слабослышащим детям. Подобная инициатива проходит впервые. Флешмоб начинается 15 декабря.