Найти тему
Der Engels

К этапам развития коммунистического общества. Часть 2

Данная статья написана в продолжение дискуссии об определении коммунизма по материалам брошюры Engels «Что такое коммунизм?». Перед прочтением рекомендуем ознакомиться с 1 частью.

Etel:

Вопрос коммунистического преобразования общества интересует нас как практический вопрос. Поэтому выделение этапов для нас имеет смысл только в связи с ответом на вопрос, что нужно делать на каждом из них, чтобы двигаться к коммунизму? Любой другой принцип их выделения мы воспринимаем как схоластический схематизм, где теория оторвана от практики движения к коммунизму, а потому вырождается в форму описания, а не понимания, и теряет своё практическое значение. Мы считаем, что любой вопрос теории, в том числе и вопрос об этапах, нужно ставить именно в таком ключе, через призму понимания актуальности пролетарской революции и реальных условий, в которых она будет осуществляться.

Социалистическая революция - переход от капитализма к коммунизму. Это - прерывание постепенности, скачок в развитии общественных отношений в его диалектическом понимании - рождение нового общества. Для выяснения необходимых моментов этого скачка в их необходимой взаимосвязи, нужно было сформировать понятие коммунизма, определить от чего к чему революция является переходом?

Поэтому в брошюре мы и уделили внимание тому, что такое коммунистическое общество, развитое на собственном основании, попытались показать, как осуществляется коммунизм.

Мы подчеркивали, что коммунизм осуществляется через необходимую смену непосредственно коллективных форм человеческой деятельности по изменению самой этой деятельности (развитию самой жизни людей).

Мы определили закон коммунизма как закон свободы или закон самодетерминации человеческой деятельности: свободная деятельность членов общества, осуществляющаяся как сознательное развитие содержания и форм этой деятельности, определяет развитие всего общества.

Понимание коммунизма является для нас методологическим ориентиром в ответе на вопрос о переходе, а соответственно и этапах, чтобы борьба эта была борьбой именно за коммунизм. Это важно и для того, чтобы не путать изменчивые условия, в связи с которыми будут меняться “точки” атаки и ставиться локальные цели со стратегическим направлением, которому должны быть подчинены все действия, на любых этапах и в любых условиях. Это направление имеет направляющее значение для решения любого вопроса, который возникает перед коммунистическим движением.

В “Манифесте коммунистической партии” Маркс и Энгельс писали: “В каком отношении стоят коммунисты к пролетариям вообще? Коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям. У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом. Они не выставляют никаких особых (в английском издании 1888 г. вместо "особых" сказано "сектантских". - Примечание редакторов издания) принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение. Коммунисты отличаются от остальных пролетарских партий лишь тем, что, с одной стороны, в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата; с другой стороны, тем, что на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом”

Быть представителями движения в целом, это значит играть роль классового сознания пролетариата именно как борца за коммунизм на всех этапах движения.

Ленин в своё время выразил ту же идею ёмко и образно: “Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи”. Эту роль, на наш взгляд, коммунисты должны играть, пока пролетариат существует как класс, и терять - только по мере самоуничтожения пролетариата как класса в социалистическом обществе.

Как ни прискорбно это осознавать, но сейчас коммунистов как организованного авангарда класса, в большинстве стран, а уж тем более на постсоветском пространстве, просто нет. В соответствии с этим, на нынешнем этапе, при современном капитализме, когда класс пролетариата является классом в себе, но объективно ещё не является классом для себя, важнейшая задача - формирование коммунистической партии, которая могла бы быть классовым сознанием пролетариата, приобретшим организационную форму.

Хотелось бы предостеречь от чисто рассудочного понимания партии и восприятия её по внешним признакам, как это, к сожалению, часто бывает. Беда имеющихся на сегодняшний день, например, в России “коммунистических” партий в том, что они занимаясь организацией и организационными моментами, даже не задумываются над тем, а что именно, какое именно дело должна осуществлять эта партия. Исходя из организационной формы, их представители даже не догадываются, что партия должна выполнять функцию классового сознания, чтобы действительно работать на революцию. Отсюда и механистическое разделение теории и практики, которые нужно якобы правильно “совмещать”, где под практикой понимаются различные формы активизма, а под теорией не связанное с практикой чтение книг. Это разделение и упрощение не имеет ничего общего с действительной ролью коммунистической партии. В предыдущем письме-ответе мы писали о том, что соединение теоретического, политического коммунизма и коммунизма в общественном производстве в условиях империализма даст социалистическую революцию.

Соединение теоретического и политического коммунизма даст действительную коммунистическую партию, как авангард класса, способного осуществить социалистическую революцию.

Но пока на постсоветском пространстве мы имеем ситуацию полной несознательности (невменяемости) политического коммунизма, и только начало возрождения коммунизма теоретического. Вопрос стоит пока о возрождении традиции теоретического мышления. Наивно было бы полагать, что внешнее соединение этой, пока ещё зыбкой, только что начавшей возрождение традиции классового сознания с современным эмпирически имеющимся политическим коммунизмом - может дать действительную коммунистическую партию. Скорее, это была бы очередная карикатура, имеющая все шансы или бесплодно расколоться на “второй” день своего существования, или превратиться в секту, никак не связанную с пролетариатом, которых и так имеется великое множество, или - в организацию, занимающуюся, например, профсоюзной работой, но не способную выражать не только коренной интерес пролетариата по снятию классового разделения общества вообще, но даже классовый интерес пролетариата в рамках капитализма.

Поэтому, на наш взгляд, на данном этапе нужно работать над возрождением классового сознания - над формированием теоретического коммунизма, чтоб это движение, как орган класса, могло организационно оформиться, то есть стать не только теоретическим, но и политическим коммунизмом.

С формированием теоретического коммунизма, на наш взгляд, сейчас нужно очень спешить. Но вопрос нужно ставить именно о том, чтобы быть в состоянии выполнять роль классового сознания пролетариата. При том эту роль нужно выполнять даже не для пролетариата отдельно взятой страны, а именно для мирового пролетариата в целом, несмотря на то, что это приходится делать в условиях той или иной страны, чётко осознавая все ограничения этой ситуации (в нашем с вами случае - в России).

Борьба в рамках капитализма, то есть на данном этапе, является борьбой за условия и предпосылки совершения революции. Однако, одно дело, когда мы находимся в ситуации начала возрождения традиции теоретического мышления, и совсем другое, когда у нас уже есть действительная коммунистическая партия, являющаяся “головой” пролетариата, а потому имеющая реальную социальную (пролетарскую) силу, выдвинутая пролетариатом и опирающаяся на пролетариат как целое.

Наличие такой партии кардинально изменило бы условия классовой борьбы и выдвинуло бы на передний план другие задачи, поставило бы в повестку дня вопросы, которые пролетариат сейчас даже поставить не может сам от себя, соотнести со своим классовым положением и классовыми интересами.

Появление такой партии можно было бы считать окончанием нынешнего этапа и началом нового, так как условия ведения классовой борьбы изменились бы. Но это вовсе не значит, что те задачи по формированию и осуществлению классового сознания, которые стоят перед нами сейчас, перестали бы быть актуальными. Наоборот, это означало бы усложнение выполнения этой функции и необходимость повышенного внимания к ней, чтобы представлять движение в целом.

Однако, было бы сектанским идеализмом полагать, что революция совершается профессиональными революционерами или, другими словами, что коммунистическая партия делает коммунистическую революцию.

Движущей силой истории являются массы. Революционеры не могут подменять собой самодеятельность масс. Что они могут - только направлять эту деятельность и способствовать её развитию. Поэтому важнейшей задачей коммунистов является разъяснение пролетариату его же действий и его же интересов. Ведь: “Дело не в том, в чём в данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать” (Маркс).

Но то, что он будет вынужден делать, нужно делать сознательно. Потому имеет огромное значение то, что Ленин называл воспитанием масс: показывать пролетариату его классовые интересы и в рамках капитализма и по преодолению капитализма (и то, что его интересы в рамках капитализма на самом деле нельзя осуществить). Нужно способствовать приобретению и закреплению у пролетариата опыта борьбы за свои классовые интересы- лучше в непосредственно-практической форме (где теоретическое осмысление выступает как момент практики), но если этого сделать нельзя, хотя бы фиксировать в теоретической форме все достижения класса, чтобы ими можно было потом воспользоваться, освоив через теорию. Особенно это касается организационных форм классовой борьбы - выработанных самим пролетариатом для решения своих проблем.

В выработке таких форм профессиональные революционеры не могут подменить собой класс. В своё время Ленин увидел в советах форму будущего пролетарского государства. Но пред тем как стал возможен и актуален лозунг “вся власть советам”, эту форму должен был выработать, отточить и закалить во многих классовых битвах сам пролетариат. Революционеры же могут со своей стороны только способствовать этому, показывать пролетариату эти формы, если другая часть класса их уже родила, их возможности и перспективы, участвовать в этих формах, но не для того, чтобы развивать их вместо пролетариата, а для того, чтобы способствовать ему. Коммунисты могут и должны лелеять все ростки коммунизма. Коммунисты должны разъяснять пролетариату его собственные действия и условия этих действий, предвидя изменения этих условий, разъяснять необходимость будущих действий пролетариата.

То что для пролетариата создание таких форм непосредственно-коллективной деятельности в общественном производстве становится вопросом жизни и смерти, мы не сомневаемся. Современный капитализм неизбежно поставит пролетариат не перед выбором - бороться или не бороться, а перед выбором - за чьи интересы ему бороться (если совсем точно, - то, в конце концов, воевать).

Анализ тенденций движения капитала и функций государства при современном империализме показывает, что пролетариат становится перед необходимостью непосредственно перехватывать функции государства по решению жизненно важных вопросов для общества (чтобы эти вопросы вообще решались). К таким вопросам относится вопрос противостояния империалистическим войнам и обеспечения жизненно важных процессов для общества (инфраструктура, социальное обеспечение, сохранение производительных сил), которое противоречит интересам крупного капитала. В противном случае класс обречен на физическое и моральное самоуничтожение и деградацию. Это хорошо видно не только по всей истории ХХ-ХІХ века, но и по современным событиям. Здесь нет возможности углубляться в эту тему. Отметим только, что коммунисты должны выявлять и способствовать развитию такой самоорганизации класса, выполняя функции классового сознания, а не “сочинять” формы и пытаться подогнать под них действительность. Живые формы рождает сама классовая борьба. Эти формы относятся к коммунизму в общественном производстве, в которых к тому же начинает сходить на нет различие между политическим коммунизмом и коммунизмом в общественном производстве.

Наличие и должный уровень развития коммунизма в общественном (материальном) производстве - то есть должный уровень развития классовой борьбы именно по вопросам управления процессом производства и воспроизводства общественной жизни, является важнейшим условием готовности класса совершать революцию. Только создав формы коммунистической деятельности (классовой борьбы), пригодные для того, чтобы “развернуть” функционирование всего общественного производства в своих интересах, пролетариат действительно может начать социалистическую революцию. Задача коммунистов - способствовать развитию таких форм, выполняя роль классового сознания пролетариата. Партийная организация должна сообразовываться с развитием движения коммунизма в целом.

При наличии необходимых условий зрелости класса, о которых шла речь выше, встанет вопрос об уничтожении буржуазной государственно-бюрократической машины и взятии власти пролетариатом. Это уже следующий этап движения. После взятия власти необходимо будет обобществить все основные средства производства, в форме национализации их государством диктатуры пролетариата, там где невозможно прямое обобществление. Грамотно провести линию обобществления, используя все современные достижения человечества - вот задача коммунистов на этом этапе.

Перед завоевавшим государственную власть и формально обобществившим все основные средства производства пролетариатом становится задача производства коммунизма. Это - самая трудная задача, хотя бы потому, что у нас есть только частично-успешный опыт её выполнения прошлой пролетарской революцией.

Производство коммунизма - это производство такого способа жизнедеятельности, такого человеческого труда, при котором его продукты не смогут уже приобретать товарную форму, а отношения людей - форму отношения между вещами. Речь идёт о преодолении овеществления общественных отношений (товарность - доведённое до своего предела овеществление), то есть превращения их в чуждую для человека вещь, побочный продукт производства других вещей.

Взятие пролетариатом государственной власти и последующая национализация основных средств производства - это ещё не завершенное преодоление частной собственности, а только условие для её преодоления. Этим пролетариат только начинает процесс снятия частной собственности, снимает те социальные барьеры, которые мешают превращению всего общественного производства в коммунистическое.

Но это ещё не само превращение (не могу найти эквивалента в русском языке, подразумевающего полностью завершённое действие, а не процесс, превращение как процесс как раз имеет место). На этом этапе для движения в целом, как показала история СССР, очень опасна восторженная галиматья, направленная на притупление сознательной классовой борьбы со стороны пролетариата. Наоборот, классовая борьба не только усиливается, но и переносится в сам пролетариат. Здесь коммунисты должны уметь держать линию пролетариата как могильщика всяческих классов, на установление действительного коммунизма, против пролетариата как класса “консервирующегося” в своей классовости и заботящегося о своём воспроизводстве как класса. Коммунисты не должны упускать из виду консервативную сторону пролетариата, доставшуюся ему в наследство от буржуазного общества. Диктатура пролетариата должна создавать условия для уничтожения пролетариата, то есть пролетарского характера труда и вообще всяких форм отчуждённого труда и отчуждения.

То, что общественное производство в этот период должно стать плановым, а всё хозяйство должно стать единым производственным организмом - важнейший момент, на который в своё время обращали внимание все теоретики коммунизма. Планомерное производство и планомерное расходование рабочих сил членов общества как единой рабочей силы (что предполагает бережное, экономное отношение к общественному рабочему времени) действительно позволяет рационально организовать общественное производство. Это - бесспорная азбучная и не полная истина марксизма. Но дело не просто в том, что экономика должна быть плановая, а в том, что и как планировать.

Как мы и писали в брошюре, производить и планировать нужно коммунизм, то есть само изменение характера труда, уничтожение общественного разделения труда, непосредственно-коллективные формы общественной деятельности, или, другими словами, - нового человека и свободное время для него. Именно этому, а не чему-то другому должны быть подчинены все планы по производству вещей.

На наш взгляд, при планировании чего бы то ни было при социализме всегда нужно удерживать линию на производство живой жизни - то есть деятельности коммунистического человека. И в этом смысле о коммунизме можно говорить лишь в той мере, в какой вступает в действие закон самодетерминации деятельности или закон свободы, в какой мере человеческая деятельность становится непосредственно деятельностью не по производству вещей, а по производству самой этой деятельности.

Именно в этом и заключается движение от формального обобществления к реальному. На этом этапе обществу предстоит решить ряд сложнейших вопросов, и коммунисты должны уже сейчас усиленно думать над ними. Рамки этого текста не позволяют даже в общих чертах обозначить их. К тому же меняющиеся условия классовой борьбы будут выдвигать на передний план то одну, то другую сторону единого процесса изменения характера общественного производства. Здесь только нужно отметить, что в материальном производстве результат нужно планировать не в виде вещного богатства, а в виде Человека, в виде изменения самого процесса труда, производства коммунистического труда и коммунистического человека.

Можно сколько угодно рассуждать о классах, о пролетариате, о коммунизме и о социализме, и тем не менее не выходить за пределы современного индивида, отчуждённого от своей собственной человеческой сущности. Напротив, продуктивная идея, то есть такая, которая может играть роль идейного оружия в классовой борьбе (в том числе и на том этапе, на котором пролетариат должен уничтожить себя как класс) возможна только если она опирается на диалектико-материалистическое понимание сущности человека (материалистического деятельностного подхода к человеку) и является необходимым моментом в её практическом освоении, которое и будет подлинной социальной революцией.

Под человеком нужно понимать природное существо, осуществляющее специфически человеческий способ жизнедеятельности - общественное производство или (что то же самое) труд, состоящий в изменении природы при помощи сил природы - создании мира культуры, опирающееся на производство орудий труда и способов их применения, то есть, в конечном счёте на создание самого труда. Человек - существо, производящее самого себя как человека, производящее свой собственный способ жизнедеятельности, а не только вещи, посредством которых осуществляются общественные отношения при капитализме и в процессе производства которых эти отношения производятся. За любым отношением вещей, нужно видеть отношение человека к человеку и человека к природе в человеческой деятельности. Ансамбль всех общественных отношений, составляющий сущность человека, нужно понимать не как простую совокупность сложившихся форм, а как единство производящихся человеком общественных форм, в которых человек производит, как единство человеческой жизни в деятельности.

Идея человека, как деятельного универсального существа, универсально меняющего природу, и обнаружение сущности человека в его материальной деятельности по этому изменению, исторически связана с пониманием отчуждения сущности человека. Несовпадение сущности человека и существования отдельного индивида и требование освоения человеком своей собственной сущности - то есть сознательного производства ансамбля общественных отношений, или, другими словами, сознательного производства своей собственной деятельности, так чтобы "человеческая сущность опредмечивалась по человечески", - важнейшее положение марксизма. На эту тему мысли Маркса изложены в концентрированном в Рукописях 1844 года, особенно в критике Гегеля и Фейербаха. Именно на теме сущности человека Маркс разделывается с идеализмом Гегеля. Все дальнейшие теоретические построения Маркса опираются на сформулированное в этой критике понимание сущности человека.

Через призму марксистского понимания сущности человека нужно понимать и идею уничтожения товарного характера производства и вообще рассматривать все экономические категории и, тем более, законы - как характерные для общества развитого товарного производства, так и для процесса его снятия. Если упускать эту идею, то общественное производство нельзя понять иначе как производство вещей, как вещное производство. Тем не менее, даже капиталистическое производство, которое выступает как производство вещей, где человек подчинён движению продуктов своего собственного труда, интересует нас лишь постольку поскольку оно является производством общественных отношений. Капиталистический способ производства имеет место там, где в процессе производства вещей производятся и осуществляются, главным образом, общественные отношения наёмного труда и капитала.

Игнорируя понятие сущности человека, можно дойти до идеи натурального (нетоварного) планового хозяйства, как основы коммунистического общества, но не выйти в мыслях за пределы вещного характера этого хозяйства. То есть продолжать рассматривать материальное общественное производство как производство внешних по отношению к человеку предметов и процессов (как будто вещность - это свойство, характерное для общественного производства вообще, а не его историческое свойство, характерное только для определенного периода). Но натуральное хозяйство, тем не менее, само по себе не является коммунистическим производством. Дело не в том, что производство товаров заменяется производством потребительных стоимостей и весь процесс производства и воспроизводства общественной жизни осуществляется как процесс производства потребительных стоимостей - вещей удовлетворяющих человеческие потребности. Уничтожения товарного характера производства заключается не в этом. Уничтожение товарного характера производства означает уничтожение вещного характера производства вообще - где человек является средством в производстве вещей, а потому и обладание вещами выступает как обладание внешним предметом, а не моментом своей собственной сущности. Отделение производства потребительной стоимости от непосредственного производства человека - исторический феномен. В своем полном завершении он даёт общество развитого товарного производства - капитализм. Преодоление капитализма включает в себя и преодоление исторически обусловленной отделенности производства вещей от производства человека, подчиненности человека в процессе производства движению вещей.

Другими словами, в каждом акте общественного производства, вне зависимости от того, что именно производится, целью должен выступать человек (развитие форм и содержания деятельности человека, в том числе форм и содержания деятельности непосредственного производителя). И такой цели должны служить все производственные планы сразу же как только пролетариату удастся овладеть производительными силами общества. Эффективность производства должна измеряться не количеством произведённых предметов, а мерой развития человеческой деятельности, для которой предметы и их постоянное производство в нужном количестве являются лишь необходимым условием.

Потому при социализме вещное богатство может рассматриваться только как подчинённый момент в разработке стратегии планирования производственных процессов. Лишь на этом пути возможно превращение собственности государства диктатуры пролетариата в непосредственно-общественную. В брошюре мы специально уделили внимание вопросу общественной собственности, поэтому здесь считаем пока (до более глубокой разработки темы) достаточным отослать интересующегося читателя к тексту брошюры.

Ещё раз подчеркнём, что вопрос о коммунизме - это вопрос о планомерном, то есть организованном и разумном, производстве человеком своей собственной человеческой сущности. Если в конечном счёте не подчинять планирование каждой мелочи не когда-то потом, а в каждом мельчайшем акте общественного производства, производству развития сущности человека и присвоению каждым этой сущности, как ансамбля всех общественных отношений, ничего не получится. Для движения к коммунизму опасно планировать отдельно производство материальных благ для удовлетворения потребностей человека, и отдельно производство человека. Это можно допустить только как вынужденное отступление, на как можно более короткий период, не забывая, что в таком случае расстановка классовых сил меняется не в пользу пролетариата уничтожающего себя как класс. Идя по пути разделенного планирования производства вещей и производства коммунистической деятельности человека есть огромный риск вообще потерять ориентир в планировании, его направленность на коммунизм. Мы рискуем не выйти за пределы логики капитала, в которой эти процессы реально разделены.

Если не превращать производство материальных благ в непосредственное производство человека, то сохраняется и стихийно развивается тенденция овеществления - подчинения жизни человека производству материальных благ. Это происходит просто потому, что человек производит себя в каждом акте своего труда. Производство вещей должно быть направлено не столько на удовлетворение потребностей, сколько на производство, даже не потребностей, а человека в его целостности и его действительной жизни - процессе производства. Только тогда снимается вещный характер общественного производства и на первый план выступает общественное богатство не как совокупность вещей, а как богатство форм и содержания самой человеческой деятельности.

В брошюре мы поднимали вопрос о необходимом труде. На наш взгляд,процесс снятия частной собственности заключается не только в том, чтобы производить свободное время за пределами необходимого труда в материальном производстве, но и в том, чтобы необходимый труд превращался в коммунистический, в котором человек утверждал бы себя во всей полноте, производя новую социальную реальность, а не просто материальные блага. Тем самым труд переставал бы быть необходимым внешним образом, (отчуждённым) повинностью. В этом процессе всё, что могут делать вещи для человека, нужно передавать вещам и не тратить на это человеческую жизнь.

Что же касается вопросов распределения, то это, на наш взгляд, подчинённый вопрос, поскольку само распределение является подчинённым моментом общественного производства. Этот момент, конечно, тоже важен. В брошюре мы пытались показать, сколько общественного труда реально подлежит сбережению в результате прямого распределения и непосредственного распоряжения условиями производства и прямого распределения продуктов.

Пожалуй, на этом ответ на вопрос об этапах движения к коммунизму в общих чертах можно пока закончить. Однако, не следует забывать, что условия классовой борьбы постоянно меняются, а общество в движении к коммунизму будет решать множество различных задач, от успешного решения которых будут зависеть новые задачи и новые трудности. И выдвижение на передний план новой задачи можно будет считать новым этапом, потому что речь идёт об изменении условий борьбы. И коммунисты, играя роль классового сознания пролетариата как борца за коммунизм, должны, на наш взгляд, помогать пролетариату всегда держать линию коммунизма как стратегическое направление в любых его действиях.