Найти тему
Мурманский вестник

Хоррор - это детская сказка

О современном артхаусе и не только

«Реальная любовь в Нью-Йорке» (16+).
«Реальная любовь в Нью-Йорке» (16+).

Когда Вадим Абдрашитов («Остановился поезд», 0+, «Парад планет», 12+, «Время танцора», 12+) узнал, что его фильмы относят к артхаусу, то запротестовал: «…В современном смысле никоим образом не могу отнести свои собственные картины к артхаусу. Подозреваю даже, что сегодня артхаус - это когда… расфокусировка мысли и чувства, а подчас и самого изображения, фокусы ради фокусов...»

А что такое артхаус изначально? Буквальный перевод с английского нам поможет - «художественный дом». «Дом» в данном случае - обобщающее название кинотеатра. Почему же «художественный кинотеатр»? Потому что еще в 30-е, когда появился этот термин, такой синема показывал фильмы без обширной рекламы и без голливудских звезд - картины-то чаще всего были европейские. Единственный расчет был на раскрутку в прессе - в солидной прессе, как говорили тогда.

К чему затеян этот разговор? К тому, чтобы всем было понятно: отнесение вновь выходящей в прокат картины «С широко закрытыми глазами» (16+) Стенли Кубрика к так называемому артхаусу возможно лишь, если считать, что артхаус - это на самом деле не жанр кинематографа, а лишь форма проката. И забыть, что Кубрик - это еще «Лолита», 16+, «Тропы славы», 12+, «Спартак», 12+, «2001: Космическая Одиссея», 12+, «Бэрри Линдон», 16+, «Сияние», 16+.

Сам Кубрик, наверное, обиделся бы не меньше Абдрашитова, если бы его картины так назвали.

Впрочем, желающие могут ознакомиться на неделе и с «жанром артхауса» - мелодрамой «Реальная любовь в Нью-Йорке» (16+). К той самой «Реальной любви» (16+) формально эта лента не имеет никакого отношения, но фактически - то ли римейк, то ли сиквел, то ли спин-офф. Да, с другой локацией, с другими героями, однако в принципе - найдите десять отличий. Датчанка Лоне Шерфиг («Итальянский для начинающих», 16+), снявшая эту ленту, оригинальную «Реальную любовь» явно смотрела.

Что же такое «жанр артхауса»? На русской почве - это как если бы сделали римейк «Соляриса» (12+), но с хеппи-эндом. В самом-самом конце кто-нибудь из коллег Криса прибегает к нему в каюту и громко кричит: «Я изобрел стабилизатор нейтрино!» И финальный кадр точно такой же, как у Тарковского, только Крис возвращается к отцу не один, а с Хари. В случае с Лоне Шерфиг - подсахаринивается кто-то из классиков скандинавского кино (в «Итальянском для начинающих» у нее был десерт из «Догмы», 16+). Чтобы не выглядело слишком уж эпигонски, добавляются одна-две актуальные общественные проблемы. Смешно, но если бы это был «Солярис», Хари сделали бы феминисткой.

Иными словами - типовой номинант главного «Оскара», только снятый без звезд (здесь - только Билл Найи) и, как правило, не в Голливуде (в данном случае - копродукция семи стран). На европейских фестивалях «жанр артхауса» любят и регулярно за него награждают.

Повторный прокат «С широко закрытыми глазами» (16+) совпал с началом показа ленты Джей Джей Абрамса «Звездные войны: Скайуокер. Восход» (16+) - для знатока кино очень любопытное совпадение. Что любопытного?

Ну, во-первых, реклама нам врет, что «фильм завершает невероятную историю семьи Скайуокеров, длящуюся уже более сорока лет, и обещает дать ответы на все загадки из предыдущих серий». Врет - потому что в современном Голливуде ничто не заканчивается, если дает прибыль. Однако это неважно - важно то, что родоначальником самого жанра «космической саги» был именно Стенли Кубрик, и вполне можно представить, что он бы и снял «Звездные войны» (16+).

«Звездные войны: Скайуокер. Восход»(16+).
«Звездные войны: Скайуокер. Восход»(16+).

Во-вторых, в ту эпоху для Кубрика не было зазорным сделать экранизацию Артура Кларка, а для Тарковского - Стругацких и Лема. Задать там некие экзистенциальные вопросы - и дать на них диаметрально противоположные ответы. А сейчас, представьте себе, что подобные вопросы задает в «Звездных войнах: Скайуокере. Восходе» Джей Джей Абрамс - безумная идея, не так ли?

Между прочим, учитывая, что Абрамс - отнюдь не третьеразрядный ремесленник: если бы он жил и работал в 40-50-е, его бы наверняка брали за образец режиссеры французской «новой волны»…

Ну а зачем у нас в параллель идут «С широко закрытыми глазами» и «Звездные войны: Скайуокер. Восход»? А под Новый год, кстати, обещают повторный прокат «Соляриса». Да, это невероятно, но отнюдь не на все сто процентов - Андрей Тарковский, снимающий «Звездные войны»…

Специально для любителей - фильм ужасов «Черное Рождество» (18+) и анимационный фильм «Фиксики против кработов» (6+). Для любителей, с одной стороны, поорать на слэшерах (slash - «рубить») про маньяков, а с другой - отправить старший дошкольный/младший школьный возраст («6+») на очередную серию бесконечной советско-российской сказочной франшизы.

«Фиксики против кработов» (6+).
«Фиксики против кработов» (6+).

Самый страшный хоррор - это детская сказка!

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.12.2019