Заместитель председателя Государственной думы Яровая И. А. на этой неделе заявила, что Болонская система стала "миной замедленного действия" в отечественном образовании.
Попробуем разобраться в этой ситуации. Будем искать аргументы подтверждения депутатской позиции, но и описывать ситуацию более широко и масштабно.
В нашей стране принято искать причины проблем на стороне. В ситуации с бакалавриатом и магистратурой ситуация повторилась.
Обоснуем эту позицию.
В 2003 году отечественное образование присоединилось к Болонскому процессу. Но решение в этом направлении обсуждали и принимали конкретные люди, занимающие государственные должности. Первых кандидатов в "минёры" нашли быстро и оперативно. Ими стали министры образования и науки страны. Это направление в эти годы возглавляли: до 2004 года - Владимир Филиппов; после этого министром стал Андрей Фурсенко. Затем реализовывал новую систему образования Дмитрий Ливанов.
Эти руководители не смогли спрогнозировать вред европейской системы для отечественного образования. Они активно внедряли новый подход. Были инноваторами развития опасной системы, возглавляя работу по выпуску серии новых образовательных стандартов. Их депутат Яровая И. А. в своей критике не вспомнила.
Читатель понимает, что решения чиновников должны быть закреплены документально. В этих целях готовятся и утверждаются законы. И здесь "минировать" образование стали депутаты. Обсуждая Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", они не смогли найти кризисных направлений в обсуждаемой и утверждаемой системе образования.
Если они были бы внимательнее, то обнаружили, что в Законе отсутствует взаимосвязь и преемственность уровней образования. Поэтому магистратура не стала новой ступенью в образовании. Закон не предусматривает обогащения содержания образования в магистратуре.
Именно Государственная дума должна была разглядеть предполагаемые опасности, угрозы и возможные кризисы.
И этих "минёров" заместитель председателя Государственной думы не назвала.
А далее "минёрами"-исполнителями стали действующие ректоры университетов и институтов. Никто из них не выступил с критикой системы бакалавриата и магистратуры. Читатель согласится, что должность с высоким окладом важней возможных кризисных явлений в образовании. И это повод для проведения аттестации ректоров. Сторонники Болонской системы, поддерживающие Болонский процесс, должны освободить "руководящие кресла".
Многие ректоры в делении образования на уровни нашли коммерческую составляющую. Но эта тема другой статьи.
Круг замкнулся. Виновата не Болонская система. Кризис образования создали министры и депутаты! Им помогли ректоры как образовательные руководители на местах!