Илья Карпенко
В детстве мы читали про «Алису в Зазеркалье», но попали туда лишь только в зрелом возрасте. И входили мы в это «зазеркалье» поначалу нехотя, с большим скрипом, глядя исподлобья и с подозрением, ежеминутно осматриваясь, тщательно оценивая и даже «прицениваясь» к тем возможностям, которые даёт нам эта Новая Неведомая Невидаль, имя которой – ИНТЕРНЕТ!
Признаюсь: в научных конференциях я участвую начиная со второго курса Одесского госуниверситета. Иначе говоря, с конца 70-х. Именно тогда от своего «тёзки», как он меня прозвал, профессора Карпенко Ю.А. я узнал, что «языкОвая» бывает только колбаса. Ну а ежели проблема, функция, норма – то исключительно «языковАя»!
Так вот, счёт в научных конференциях, в коих мне довелось участвовать с всякими разными докладами, я давно уже потерял. И никакой «свежести ощущений» от этого жанра давно не испытываю. Но в жизни всегда есть место празднику!
Коллеги из ЮФУ (предупреждаю: никаких «Фу!»), то есть из Южного федерального университета гостеприимно распахнули предо мной… свои виртуальные двери! И пригласили на Международный онлайновый научно-методический семинар «Русский язык в международном образовательном пространстве».
В работе этого круглого стола, помимо ростовчан, участвовали коллеги из Москвы, Петербурга, Донецка и других городов. А также замечательные девы и дамы из братской Белоруссии, из Гомельского госуниверситета имени Франциска Скорины.
И я очень рад, что принял это приглашение. Было и интересно, и приятно (столько прекрасных дам для меня одного, хоть и в виртуале!), и ново. Поскольку раньше, как я уже сказал, «по старинке, по привычке выступал я только лично…»
БЕСПОКОИТ ГОНДУРАС? НЕ ЧЕШИ!
Знаете, когда я прихожу в поликлинику и вхожу в кабинет терапевта, то, как правило, слышу традиционный вопрос:
«— Что вас беспокоит?»
На что я всегда так же традиционно, с проникновенной интонацией в голосе отвечаю:
«— Вы знаете, доктор, меня беспокоит несовершенство окружающего мира!…»
Что вам сказать? Эффективности лечению это, может быть, и не прибавляло. Но зато все врачи меня слушали очень внимательно. (Хотя, может быть, при этом думали: «А не отправить ли его к психиатру?»)
«Посидев» за круглым столом в Южном федеральном университете, я убедился, что проблемы у всех нас общие! Оказалось, что несовершенство преподавания РКИ беспокоит не только меня, а и многих моих коллег. А потому они предлагают всё новые пути и способы выхода из создавшихся трудностей, совершенствуют методику, разрабатывают новые подходы, предлагают свои оригинальные методы и материалы и личным примером убеждают ничего не бояться и двигаться только вперёд!
О чём за виртуальным круглым столом ЮФУ говорил лично я? Когда я встречаюсь со своими коллегами-русистами, я всегда говорю об одном и том же. О нашем прекрасном и несчастном русском языке; о проблемах в преподавании РКИ; о вызовах сегодняшнего дня, связанных с интернетизацией/цифровизацией; о терминологической путанице; о недостижимой, но такой желанной преемственности…
АРИЯ МОСКОВСКОГО ГОСТЯ
Итак, всё о том же… О том, что наболело!
Вспомните: ведь ранее, во времена СССР, плохо или хорошо, но всё делалось планово. А потому целые институты, научные отделы, сектора, кафедры занимались вопросами преподавания русского как иностранного и русского как неродного: методикой преподавания, теорией создания учебников, словарей, системой контроля знаний, пропедевтикой (то есть обучением языку специальности), пресловутыми ТСО и многим другим.
А что сейчас? К сожалению, многие коллеги (и трудно их за это осуждать) больше озабочены не тем, как создать, а как и где на этом заработать. (То есть не как дать, а как взять, а заодно и попиариться…) Как правило, всё сводится к никем не координируемой «самодеятельности». Каждый действует так, как считает нужным, в соответствии с теми темами и проблемами, которые считаем важными, на свой страх и риск.
Сегодня все поголовно пишут учебники и учебные пособия (виртуальные и не очень), что само по себе, безусловно, очень хорошо. Однако никакой координации этой деятельности, а также централизованной информации о её результатах нет.
Бывшие коллеги из союзных республик, в которых раньше преподавали и русский как иностранный, и русский как неродной, превратились в наших потенциальных клиентов (ну а как их ещё назвать?). Как и прибывающие к нам оттуда учащиеся, ставшие теперь для нас студентами-иностранцами, а также трудовые мигранты и их дети школьного и дошкольного возраста.
Говорил я и о новой (а на самом деле старой) «головной боли» – так называемых детях-билингвах. Так называемых, потому что на самом деле, как я писал («Горячие финны вспомнили русский (2)»), эти «билингвы» могут оказаться вовсе даже не «би-». Например, юноша из Финляндии по имени Виктор, который с мамой общается по-русски, с папой – по-фински. А на улице, в школе, в поездках – по-фински, по-шведски, по-английски, по-французски… Этот ребёнок – билингв, трёхлингв, четырёх- или пяти-… лингв?..
А о старой – потому что проблема преподавания русского языка детям соотечественников, проживающих за рубежом, давно известна. И методика сохранения русского языка за пределами России, как её окрестили мои коллеги (например, доцент РУДН Владимир Дронов «со товарищи»), давно ими разрабатывается. Просто сейчас в силу массовой миграции русскоязычных она оказалась «на гребне» интереса. А потому мы снова в очередной раз начинаем «изобретать велосипед»…
…В общем, говорил я, по сути, всё о том же – о несовершенстве, которое имеем, и о совершенстве, к которому надо стремиться. Но которое, понятное дело, недостижимо. Но стремиться-то всё равно надо!..
Возникает закономерный вопрос: что в этой ситуации делать? Я думаю, поступать надо так же, как в трудных ситуациях люди поступали всегда:
«Русисты всех стран, объединяйтесь!»
Например, за таким прекрасным, хотя и виртуальным круглым столом, как в Ростове-на-Дону!
АНЕКДОТ
Домашний кот подходит к своей миске с едой и радостно восклицает:
«— Вау, гречка!»
На следующий день ситуация повторяется, и кот спокойно произносит:
«— Гм… Гречка…»
На третий день кот, вновь обнаружив в миске гречку, недовольно скривившись заявляет:
«— Фу, опять эта гречка!..»
Но на четвёртый день миска оказывается пуста.
На пятый – в ней снова ничего нет…
На шестой день кот опять лишь облизывается у девственно чистой, тщательно вылизанной им же самим посудине и вновь остаётся голодным…
На седьмой день кот подбегает к своей миске и радостно орёт:
«— Вау, гречка!!!»
Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с друзьями и коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на Дзене, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья