В древние времена, когда греки верили в Зевса, а египтяне в Амона, люди видели в эпилептических припадках божественное вмешательство. Считалось, что в человека вселялось божество, которое вменяло ему "сакральные" знания и пророчества.
В Средние века эпилептиков стали считать одержимыми. Спустя столетия больные эпилепсией подвергались дискриминации, что логично, ведь зачастую болезнь приводила к деградации социальных навыков больного.
Лишь в 20 веке с развитием медицинских наук эпилепсия была признана неврологическим заболеванием.
Эпилепсия основывается на внезапном и быстром уничтожении нейронов, что приводит к резкой и мощной активизации мозговых процессов, в следствие возникает припадок. Эпилепсия может возникнуть от разных факторов: от ярких световых вспышек до обычной беседы с приятелем.
Существуют разные виды эпилепсии, в нашем случае интерес вызывает височная эпилепсия, при которой у человека могут возникать не только слуховые, зрительные галлюцинации, но и осязательные и обонятельные. Человек может чувствовать кожей то, чего на самом деле нет, или ощущать сладкий запах.
При височной эпилепсии человек может подумать, что он попадает в рай, или находится рядом с богом или ангелами. Это очень похоже на переживания пророка Мухаммеда и его судорожные боли, когда к нему явился архангел Джабраил.
Тот же самый эффект был возможен у апостола Павла, когда тот получил сильнейший "божественный удар" до степени слепоты. Вероятно, что мозг временно парализовал его способность видеть.
Интересен опыт Федора Достоевского, который стал страдать жесткими конвульсиями после мнимой его казни, когда он уже стоял перед дулом ружья и был помилован. На каторжных работах писатель испытал мощный припадок, и уже после случаи эпилепсии участились.
Достоевский мог получать "божественное блаженство" во время припадка, это происходило, возможно, из-за сильной стимуляции лимбической системы мозга, которая отвечает за эмоции и сны. У писателя действительно были богатые эмоциональные переживания при эпилепсии.
Часто эпилепсия делала людей гениями, после припадка мозг может преображаться, что приводит к появлению новых способностей у страдающих эпилепсией: музыкальный слух, улучшение когнитивных способностей.
Поэтому неудивительно, что великие люди страдали "священной болезнью", ибо она способствовала смотреть на мир под иным, не зашоренным взглядом.
Мозг может создавать сильные впечатления, которые удивляют рассудок человека. У христианского мистика Эммануила Сведенборга были настолько изощренные мысли во время припадков, что он думал, будто имел контакт с самим Богом, а также пророком Авраамом и античными философами. Бывало, что ангелы высовывали его язык и говорили ему сжать челюсти.
Таким образом, религиозные переживания великих религиозных мыслителей не обязательно могут быть связаны с божественным контактом. Данные неврологии показывают, что человек способен испытывать нестандартные переживания, похожие на религиозный опыт.