Перевал Чике-Таман находится за Семинским перевалом, на 659 км Чуйского тракта в Онгудайском районе между селами Хабаровка и Купчегень. Являет собой подъем к речному водоразделу Малого и Большого Ильгуменя. Высота перевала составляет всего 1295 м, он настолько крут, что, кажется значительно выше. Дорога буквально вырублена в гранитном массиве, образует серпантин с многочисленными извивами и поворотами. Путь проходит через узкий северо-восточный отрог Теректинского хребта, между огромными, уходящими вертикально ввысь скалами, с одной стороны, и глубокими обрывами с другой. Протяженность перевала 11 км, подъем гораздо более длинный, чем спуск. На вершине перевала оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама Теректинского хребта. Здесь также находится кафе и сувенирные лавки.
В свое время Чике-Таман был в эпицентре споров относительно своего названия. Люди писали его как Чике-Аман или «Здравствуй, гора». Но Чике-Таман — «Плоская подошва» — единственно-верное наименование.
До начала XX века дорога через перевал проходила в другом месте, изыскания археологов выявили следы древней дороги, датируемой X−XII векам. До начала XX века через Чике-Таман вела конно-тележная тропа с 24 крутыми поворотами. Со смотровой площадки современной дороги ещё виден этот путь, ставший тропинкой, поросшей растительностью. Путь был однополостный и на самых опасных местах включал «карманы» для разъездов. Ямщики называли перевал «Черт-Атаман, сорок восемь грехов».
Только к 1903 г была проложена новая дорога по проекту В. Шишкова, инженера и известного писателя. Дополнительные реконструкции по улучшению дороги велись с 1924-1925 г. Только после их проведения стало возможно автомобильное движение через Чике-Таман. В 1926 были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу не на месте существующей, а по старой дороге, которая проходила по самому низкому месту. В 1927 была закончена прокладка новой трассы со щебёночным покрытием. Работы по прокладке современной дороги были чрезвычайно трудоёмкими. Пришлось переместить более 500 тысяч тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и насыпать дорогу. Новая трасса была введена в строй в 1984 г. Теперь же проложили новую двухполосную дорогу, качественно заасфальтированную. Прежняя сохранена до наших дней и даже пригодна для проезда, на вершине перевала она соединяется с новой.
Растительный мир Чике-Тамана представлен лиственничными лесами, с незначительной примесью берез и кедров, мхами и папоротниками, на склонах растет маральник, жимолость, осыпи постепенно покрываются Иван-чаем и чистотелом. В каменных россыпях водятся мелкие млекопитающие — полевки и пищухи, у подошвы перевала встречается длиннохвостый суслик. Над перевалом нередко кружат коршуны и пустельга, встречается каменный дрозд. Из пресмыкающихся представлены щитомордник, гадюка, ящерицы.
16 февраля 1996 года перевал Чике-Таман был объявлен природным памятником Республики Алтай.
Хотите увидеть это уникальное место вживую? Тогда жмите здесь
Мы подобрали наиболее популярные способы, как добраться до него.