Найти в Дзене
Ольга Приписанцева

Военнная хитрось и древняя Китайская мудрость в бизнесе.

Управление бизнесом часто сравнивают с игрой в шахматы или боевой стратегией. И эти сравнения - по факту, не просто красивая метафора. Умение учиться на примерах великих военачальников и понимать мудрость шахматных гроссмейстеров - прекрасные навыки для конкурентной борьбы в бизнесе. Применяя такую философию, бизнесмен сможет руководствоваться не только логикой, но и нестандартными подходами к решению ситуаций - это даст шанс манёвра для ошеломления конкурента неожиданным ходом.

-2

Где вы черпаете вдохновение, чем мотивируетесь, разрабатывая стратегию для своей компании? В этой статье я предложу новый источник идей. Мудрецы всех времен, размышлявшие о тактике военного дела, на разных языках толковали об одном: число выигрышных стратегий ограничено, а их суть остаётся неизменной на протяжении тысячелетий. Меняются только исторические сюжеты и способы их прикладного использования.

Использовать древнюю мудрость для решения современных бизнес- задач - идея не новая. Классикой в таком подходе считается адаптация древних китайских стратагем и наложение их философии на актуальные события и ситуации. В настоящее время, изучение стратагем включено в программы курсов МВА России и Европы, а в Китае стратагемы в обязательном порядке наизусть изучают дети в средней школе .

Что же такое стратагемы?

Это 36 правил военной хитрости (конкурентной борьбы) со скрытым смыслом, использование которых ведёт к победе над соперниками. Или иными словами - комплекс сформулированных стратегических приёмов, которые позволяют окольными путями непременно достичь своих целей.

-3

Почему стратагемы появились именно в Древнем Китае? Я придерживаюсь популярного мнения, которое утверждает связь стратагем с историей возникновения китайского языка. Дело в том, что язык - это лучший способ отразить самобытность и культурные ценности народа, его психологический портрет.

К примеру, английский язык, по мнению языковедов, создан только для передачи информации. Русский язык, кроме заложенной информации, несёт в себе духовные ценности его исторических носителей. А китайские иероглифы - на столько неоднозначны и многогранны в трактовках, что в каждом символе можно усмотреть множество вариантов действий и скрытых смыслов. Именно по этой причине, в любую стратагему можно трактовать свободно и найти в ней возможность к множествам вариантов применения.

Своим появлением стратагемы обязаны теории военного искусства Древнего Китая. А это значит, что относиться к ним нужно соответственно - как к математической формуле, выверенной схеме или модели с несколькими скрытыми смыслами. Не надо искать в них нравственных начал. В стратагемах заложен единственный критерий - эффективность действий в борьбе за власть и ресурсы. Поэтому сегодня стратагемы полезно использовать в бизнесе и маркетинге, в подготовке важных переговоров и даже в вопросах личной жизни.

Они разделены на шесть групп в зависимости от того, в какой ситуации вы оказались. Такое разделение не случайно. Когда приходит понимание завуалированных смыслов, начинает проявляться целостная картина ситуации.

1. Стратагемы победоносных сражений

№ 1. Обмануть императора, чтобы переплыть море.
№ 2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао.
№ 3. Убить чужим ножом.
№ 4. В покое ожидать утомленного врага.
№ 5. Грабить во время пожара.
№ 6. На Востоке поднимать шум, на Западе нападать.

2. Стратагемы сражений при равновесии сил

№ 7. Извлекать нечто из ничего.
№ 8. Для вида чинить деревянные мостки, втайне выступить в Чэньцян.
№ 9. Наблюдать за огнем с противоположного берега.
№ 10. Скрывать за улыбкой кинжал.
№ 11. Сливовое дерево засыхает вместо персикового.
№ 12. Увести овцу легкой рукой.

3. Стратагемы наступательных сражений

№ 13. Бить по траве, чтобы вспугнуть змею.
№ 14. Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу.
№ 15. Сманить тигра с горы на равнину.
№ 16. Если хочешь что-нибудь поймать, то сначала отпусти.
№ 17. Бросить кирпич, чтобы получить яшму.
№ 18. Чтобы обезвредить разбойничью шайку, надо сначала схватить главаря.

4. Стратагемы сражений с несколькими участниками

№ 19. Тайно подкладывать хворост под котел другого.
№ 20. Ловить рыбу в мутной воде.
№ 21. Цикада сбрасывает свою золотую кожицу.
№ 22. Закрыть дверь и поймать вора.
№ 23. Объединиться с дальним врагом, чтобы победить ближнего.
№ 24. Объявить, что только собираешься пройти через Го, и захватить его.

5. Стратагемы сражений совместно с третьей стороной

№ 25. Украсть балки и заменить их гнилыми подпорками.
№ 26. Скрыть акацию и указать на тутовое дерево.
№ 27. Делать безумные жесты, не теряя равновесия.
№ 28. Заманить на крышу и убрать лестницу.
№ 29. Украсить сухие деревья искусственными цветами.
№ 30. Превратить роль гостя в роль хозяина.

6. Стратагемы проигрышных сражений

№ 31. Стратагема красотки.
№ 32. Стратагема открытых городских ворот.
№ 33. Стратагема сеяния раздора.
№ 34. Стратагема самострела.
№ 35. Стратагема цепи.
№ 36. Бегство - лучший прием при полной безнадежности.

-4

Стратагемы могут стать отличным инструментом анализа. И этим, схожи со стратегией игры в шахматы. Они помогают определить поле, на котором Вы играете, рассмотреть сложившуюся картину мира целиком и в разных аспектах, продумать возможную реакцию конкурента и сделать неординарные выводы. Как и положено военным хитростям, стратагемы предполагают схемы действий, позволяющие скрыть истинные намерения, ввести противника в заблуждение, получить преимущество и захватить добычу, в самом крайнем случае - спастись бегством.

Военную хитрость можно и даже нужно использовать в бизнесе.
Например, вот одна из китайских стратагем:
«Объединиться с дальним врагом, чтобы побить ближнего». Если перефразировать это в соответствии с современной тактикой ведения бизнеса, можно сказать так: "Стоит найти партнёра из смежного сектора, чтобы выиграть в конкурентной борьбе с сильными противниками".

-5

Этим приемом воспользовалась компания Honda, когда правительство Индии разрешило иностранцам выходить на индийский рынок путем образования совместных предприятий с местными фирмами. Наиболее логичным решением было установление партнерства с одним из индийских производителей мотоциклов. Именно так поступили другие японские компании – Suzuki, Kawasaki и Yamaha. Но Honda избрала другую тактику, установив партнерство с индийским производителем велосипедов Hero. Эта компания не выпускала мотоциклы, но у нее были другие преимущества: огромная сеть независимых дилеров по всей Индии и налаженные отношения с поставщиками деталей и запчастей. Suzuki и Kawasaki предстояло строить собственные дилерские сети, а Honda всего лишь перепрофилировала велосипедных дилеров в мотоциклетных. В короткий срок Hero Honda накрыла Индию сетью из 5000 точек продаж и оторвалась от конкурентов, став в итоге крупнейшим производителем мотоциклов не только в Индии, но и во всем мире.

«В покое ожидать утомленного врага». Еще это может означать, что на поле боя нужно прибывать заранее.

-6

Этой хитростью воспользовалась танкерная компания Frontline, которая прежде была игроком средней руки на своем рынке. СЕО этой компании Джон Фредриксен правильно определил следующее «поле битвы» и прибыл туда заранее. Танкерный бизнес в течение нескольких десятилетий считался «плохим»: количество танкеров в мире превышало потребности нефтяных компаний, и владельцам судов приходилось соглашаться на постоянно ухудшающиеся условия и мизерную маржу. Но в 1990-х Фредриксен одним из первых предсказал, что многие танкеры, построенные в 1970-х годах, будут вскоре списаны ввиду износа, а нефтяные компании начнут проявлять интерес к более безопасным с экологической точки зрения судам. По мнению Фредриксена, рынок танкерных перевозок должен был сократиться и право диктовать условия должно было перейти от нефтяных компаний к владельцам танкеров. И пока другие судоходные компании обходили танкерный бизнес стороной, Frontline начала скупать танкеры, отдавая преимущество более дорогим и безопасным судам с двойным корпусом. Кроме этого, Frontline стала фокусироваться на краткосрочных контрактах в противовес отложенным поставкам. Это дало компании двойное преимущество: более высокую маржу и возможность гибко менять цены в зависимости от ситуации на рынке.
Когда в 1999 году у берегов Бретани из устаревшего танкера вылилось 70 тыс. баррелей нефти, мировое сообщество наконец осознало, что танкеры с одинарным корпусом создают реальную экологическую угрозу. «Поле битвы» сместилось на территорию, которую предусмотрительно заняла Frontline: поскольку подобные катастрофы слишком дорого обходились крупным нефтяным компаниям, они стали предпочитать танкеры с двойным корпусом и все чаще обращались к Фредриксену. В последующие десять лет оборот Frontline рос в среднем на 55% в год, в то время как аналогичный показатель по отрасли составлял 15%. Компания, которую Фредриксен купил в 1996 году за $55 млн., сейчас стоит более $2,5 млрд. и контролирует 25% мирового «спот-рынка» супертанкеров.

Эти два стратегических приема лежат в начале метода "семи стартовых стратагем", который применяют в своей практике коучи всего мира. Рассмотрим подробнее оставшиеся пять.


Третья стратагема: «Перекройте ресурсы».

-7

Например, придумав новый продукт, вы можете заключить эксклюзивное соглашение с поставщиком ключевого компонента, используемого при производстве данного продукта. Так в свое время поступила небольшая компания Minnetonka, производитель жидкого мыла Softsoap. Она подписала крупный долгосрочный контракт с производителем помп-дозаторов, благодаря которым флакон с жидким мылом становится особенно удобным. В итоге парфюмерные гиганты вроде Colgate-Palmolive или Procter & Gamble не смогли быстро наладить выпуск достаточного количества дозаторов, и это дало Minnetonka достаточное время для того, чтобы утвердиться на рынке.

Четвертая хитрость: «Атакуйте с двух фронтов».

-8

Тут можно вспомнить, например, как Virgin бросила вызов British Airways. Брэнд Virgin имел сильные позиции в музыкальной индустрии, и British Airways была вынуждена бороться не только с недавно созданной авиакомпанией Virgin Atlantic, но и с лейблом Virgin Records. Каждый проданный компакт-диск помогал Virgin завоевать расположение потенциальных пассажиров.

Пятая стратагема: «Введите на игровую доску новую фигуру».

-9

По окончании Первой мировой войны компания Boeing не хотела сокращать объемы производства самолетов, хотя заказы резко сократились. В то же время почтовая служба США искала подрядчика для доставки авиапочты. Руководство Boeing было заинтересовано в том, чтобы этот подрядчик, кем бы он ни был, покупал самолеты Boeing, а не Douglas. Решением этой задачи стало учреждение новой авиакомпании, подконтрольной Boeing, – United Airlines. Именно она стала подрядчиком почтовой службы и в итоге позволила Boeing обойти Douglas и занять доминирующее положение в авиационной индустрии.

Шестой прием: «Координируйте некоординируемое».

-10

Если вам удается организовать в единое движение множество мелких независимых игроков, вы без особо крупных затрат создаете новую мощную силу. Лучшими примерами здесь могут служить Wikipedia и софтверные компании, использующие модель open source. И, кстати, Яндекс.Дзен - тоже).

И последняя, седьмая из наиболее популярных бизнес-стратагем: «Воспользуйтесь тем, от чего другие отказались».

-11

Используя устаревшую бизнес-модель или технологию, вы можете добиться превосходства благодаря тому, что ваши конкуренты постесняются «вернуться в прошлое». Такую неочевидную тактику применила, например, компания RIM, известная благодаря пейджеру BlackBerry. К середине 1990-х пейджеры начали вытесняться мобильными телефонами и коммуникаторами. Компания BellSouth, владевшая миллионами антенн и ретрансляторов, использовавшихся для передачи пейджерных сообщений, всерьез задумалась о том, как распорядиться устаревшим оборудованием. В этот момент в игру вступила RIM, предложив свою модель пейджера для двустороннего обмена электронной почтой. И это дало отличный результат: в то время как новые сети операторов мобильной связи были перегружены, устаревшая инфраструктура имела достаточный запас пропускной способности, чтобы e-mail передавались быстро и без сбоев.

Каждая стратагема представляет собой алгоритм действий, учитывающий психологию противника и общую ситуацию, поэтому нужно иметь достаточно гибкий ум, чтобы применять их на практике.

Ещё о советах по применению стратагем можно почитать вот тут. В статье понятным и доступным языком на примерах разбирают, как использовать на практике другие стратегические приёмы из 36 штук, включенных в список.

Благодаря стратагемам, стратегическое мышление стало неотъемлемой чертой национального менталитета в Китае и присутствует не только в военном деле, но и в быту, в семье, в бизнесе. На вопрос — означает ли и это, что китайцы — нация ловких интриганов, хитрецов и обманщиков, я бы с уверенностью ответила — Нет. Это народ, в первую очередь, умеющий стратегически мыслить, составлять долгосрочные планы, как на государственном, так и на личностном уровне, умеющий просчитывать ситуацию на достаточное количество ходов вперед и употребляющий стратагемные ловушки для достижения успеха.