Найти в Дзене

Ханья Янагихара. «Люди среди деревьев»

Я Рональд Кубодера, но полное имя вы встретите только в научных журналах. Для всех остальных я Рон. Да, я тот самый доктор Рональд Кубодера, про которого вам, без сомнения, рассказывала пресса. Нет, не все эти истории правдивы – так вообще редко бывает, разумеется.
Я знаю, что я в меньшинстве. Я потерял счет случаям, когда я пытался объяснить, что такое Нортон – какой он человечный, какой умный, какой неординарный, – друзьям, коллегам и репортерам (а также судьям, присяжным и адвокатам). За эти последние полтора года я неоднократно сталкивался с предательством его бывших друзей, видел, как быстро они могут забыть и забросить человека, которого якобы любили и уважали. Некоторые друзья – люди, которых Нортон знал, с которыми работал на протяжении долгих лет, – практически исчезли, как только против него были выдвинуты обвинения. Но те, кто оставил его после обвинительного приговора, оказались еще хуже. В этот момент я осознал всю глубину людского вероломства и лицемерия.

По большей части, эта книга, этакая смесь биографии и экспедиционного журнала. Так что на начало книги читатель имеет видного ученого Нортона Перину, открывшего неизвестную доселе народность, представители которой жили по человеческим меркам невообразимо долго, но чем дольше они жили, тем сильнее «дичал» их разум. Вот только поводом для написания этой автобиографии стало не открытие племени долгожителей, не открытие нового вида черепах, мясо которых употреблялось исключительно в ритуальных целях и, продлевало жизнь представителям этого племени.

Поводом для книги стал скандал. Один из приемных детей ученого обвинил его в сексуальном домогательстве и пренебрежении родительскими обязанностями. И ученого посадили в тюрьму. Разумеется, все это вызвало большой резонанс, все мало-мальски приятельские отношения распались, ученое сообщество отвернулось от Нортона Перины и только один-единственный человек, остался верен дружбе.

Биография начинается чуть ли не с детских лет, немного затрагивает университетские годы, и только потом переходит непосредственно к первой экспедиции. Экспедиция описывается подробнейшим образом, и к слову сказать довольно интересно, включая эмоции, которые Нортон Перина испытывал по отношению к другим членам экспедиции, коих было двое. Мужчина и женщина. И совершенно непрозрачно рассказчик дает понять, что мужчина вызывает у него самые что ни на есть теплые чувства, в то время как женщина его раздражает и более того – вызывает отвращение.

Далее не менее подробно будут описываться исследования, которые он проводил с вывезенными с острова долгожителями и мышами, которых он кормил обманом полученным мясом черепахи. А потом… он написал книгу. Где в подробностях рассказал об этих исследованиях. И не стало черепах, и племя теперь живет по-другому, потому что исследователи массово хлынули на остров и всё разрушили.

Ну и где-то тут упоминается, как ему на близлижайших островах начали навязывать детей, которых местные жители не могли прокормить, и он их всех забирал и растил… И, в силу того, что я знала, за что в своем настоящем, ученый отбывает заключение, и того, какое восхищение вызвал у него педофилический обряд «посвящения в секс» через который проходили все мальчики племени долгожителей, это вызывало весьма смешанные чувства, но в то же время я надеялась, что все это не правда.

И да, это все оказывается правдой. В самом конце книги есть фрагмент, который был вырезан «редактором» книги, единственным другом который у него остался, и остался другом даже после того, как получил признание из первых уст. Нортон Перина действительно занимался сексом с усыновленными детьми, как я поняла только с мальчиками, что не делает ситуации более приемлемой.

И единственное что не давало мне покоя пока я читала эту книгу – это вопрос зачем я её читаю. Вот зачем? С другой стороны, такой вопрос у меня возникал при чтении и других книг в этот период, так что я не придала особого значения этом чувству, хотя, надо было. И, мне совершенно непонятно зачем в принципе была написана эта книга. Изначально я предполагала, что речь идет о сложной моральной проблеме, но, по моему мнению, её там нет. Есть человек, совершавший преступления в течение долгого срока за закрытыми дверями. И которому назначили неизмеримо мягкое наказание.

От книги по итогу остался весьма мерзкий привкус, который не ушел даже спустя все прошедшее с момента прочтения время. И под понятие сложной моральной проблемы здесь подпадает разве что Рональд Кубодера, который не только остался другом Перине, после всего что узнал, но и бросает семью, чтобы помочь Перине скрыться и живет теперь вместе с ним. Но в отличие от детей, прошедших через дом Перины, Кубодера достиг возраста сексуального согласия и даже его уже перерос, так что, пусть делает что хочет. Может это любовь.