Гараж - фильм без массовки, людей в кадре много, но каждый из них - индивидуальность с собственной судьбой, которая сталась за кадром.
Я как-то особенно сочувствую тетке с курицей, живым карпом и ветчиной. Это ж как повезло! Невольно подсчитываю ее убытки и думаю, а есть ли у нее дома еще продукты, чтобы семью накормить? Впрочем, она производит впечатление женщины добычливой, так что консервы и макароны про "черный день" непременно найдутся.
А еще переживаю за сынишку Малаевой. Он, конечно, "совершенно самостоятельный мужчина", но ночью без мамы семилетнему мальчишке неуютно.
Почему на собрании не сам Гуськов, а его жена? А, он, наверно, с радикулитом после Нижнего Тагила дома отлеживается. Географию у сына проверяет.
Я рада, что Жениха дождалась невеста. Он, между прочим, напрасно беспокоился - она тоже не девочка, шансы найти другого мужа очень невелики.
Надо признать, что сценаристу и режиссеру удалось добиться так называемой "правды характеров", которую требовал от писателей умный полотер из фильма "Я шагаю по Москве".
Даже у заведомо отрицательных персонажей есть за душой что-то человеческое. Профессор Аникеева, "серый кардинал" правления, "фельдфебель в юбке" оказывается любящей бабушкой. Сидорин, председатель правления, приспособленец двурушник, но какой-никакой миротворец. Карпухин, явный лжеученый, хам на самом деле - заботливый муж.
Единственный персонаж не вызывает сочувствия - директор рынка Кушакова. Образ получился без подтекста. Хотя, эта справка для ревнивого мужа наводит на размышления о ее непростой семейной жизни.
Картина снималась 24 дня. Все это время на площадке присутствовали все 30 актеров. Съемка велась тремя камерами одновременно и ни один из присутствовавших не мог знать, кто в настоящий момент находится в кадре. Поэтому "держать состояние" артистам приходилось постоянно.
Есть в фильме сцена, ход которой, как мне кажется, режиссер не до конца контролировал. Это эстафета исключенных пайщиков с перебросом ключа. Во время съемки актеры впали в такой азарт, что операторы за ними едва успевали. Сына товарища Милосердова очень убедительно сбили с ног и удар по лицу был вполне реалистичным. Думаю, что это был единственный дубль.
Идея снять кино про гаражно-строительный кооператив пришла к Рязанову не случайно. Он сам был членом такого кооператива и однажды довелось Эльдару Александровичу присутствовать на общем собрании, где решался вопрос о сокращении числа пайщиков. Рязанов вспоминал, что на собрании творилось что-то невообразимое, люди, которых он считал порядочными, проявили себя, как сказала одна героиня фильма, "озверевшими мещанами".
Справедливости ради надо отметить, что Эльдар Александрович тоже не выступил, как Малаева, в защиту исключенных. Так, повозмущался на ухо соседу. Об этом он честно пишет в своих воспоминаниях. Позже в фильме он покажет подобный стиль поведения в образе профессора Смирновского.
В своей книге "Неподведенные итоги" Рязанов писал: "Обидно сознавать, что ты работаешь в жанре, который обречен на естественное и быстрое увядание, но что поделать! Социальная, злободневная сатира сразу же погибает тогда, когда меняются условия жизни общества. … Мне бы очень хотелось в связи с этим, чтобы фильм «Гараж», который сфокусировал многие наши недостатки, устарел как можно скорее. Здесь мои гражданские чувства преобладают над эмоциями художника, для которого естественно желание, чтобы его творение жило как можно дольше. Но — увы! — «Гараж» по-прежнему зеркало нашей неприглядной жизни…"
Спасибо, что дочитали до конца. Буду благодарна за отзывы и комментарии.