Найти тему

«Не будьте лидером»: как достичь гармонии в управлении современными организациями

Все чаще можно видеть, что определение «быть лидером» воспринимается как конечная цель, пункт назначения, «звание», которое приобретает управленец. Слово «лидер» стало своего рода отличием, которое подтверждает наличие определенных качеств; очередной наградой - приложением к тем, которые коллекционируются на протяжении всей карьеры.

То есть лидерство считается еще одной сферой управленческой специализации, что вызывает большое беспокойство. Почему? А потому, что умение вести за собой требует всеобъемлющего мышления и широкого диапазона умений. Необходимо понимание психологии структуры; сути социальных процессов, в ней происходящих; внешней и внутренней организационной динамики, особенностей процедур принятия решений и многое другое. Нужна любознательность исследователя, который смотрит и вширь, и вглубь.

Менеджмент касается настоящего, а лидерство - будущего, - говорит Линда Гинзель в своей книге «Выбирая лидерство». Будущее же наполнено неуверенностью и неясностью, особенно в экономике знаний, где гибкость и инновация является тем, что разграничивает победителей и побежденных. Именно в этом пространстве качества управленцев-«универсалов» очень важны. Охватывая различные сферы, они выявляют закономерности в том, что дальше необходимо организации, ее клиентам, сотрудникам и инвесторам.

Но, с другой стороны, для достижения организационных целей и обеспечения ежеквартальных результатов нужны компетентность, глубокое знание отрасли и системность управленческого процесса. И это является продуктом специализации. Как же гармонизировать такие противоречивые требования?

Рейчел Хепп, основатель Community Roundtable - консалтинговой компании, которая помогает организациям создавать социальные сообщества, - говорит, что найти лидеров, способных сбалансировать качества «универсала» и специалиста, очень непросто. В частности, она отмечает сложности поиска индивидов, которые одинаково хорошо чувствовали бы себя в сферах стратегии, технологии, операционной деятельности, социологии и психологии. «Планка» поднимается слишком высоко? Возможно, что и так. Хотя, по мнению Хепп, не обладая навыками по всем этим категориям, невозможно успешно возглавить сложную инициативу. По ее словам:

«Если вы будете смотреть на сложность только через одну линзу, она может вас ошеломить - а, посмотрев через несколько разных, вы обнаружите закономерности, которые позволят проложить путь сквозь, как может показаться, непреодолимые преграды, смятение и сверхсложные вызовы».

Один из способов решить конфликт между подходами «универсала» (или «генералиста») и «специалиста» - это подойти к проблеме не с позиций «или... или», а с позиций «и». Кеннет Миккельсен и Ричард Мартин создали термин «нео-генералисты», сущность которого описали в своей одноименной книге «Neo-generalist». Так авторы называют индивидов, способных одновременно быть как «универсалами», так и специалистами.

«Имея широкий круг интересов, вы сможете подбирать очень разные метафоры, с тем чтобы лучше и понятнее объяснить свои мысли и идеи. Также это помогает увидеть связи между вполне отдельным сферами. Чтобы решать проблемы взаимосвязанности - нам нужны с люди с качествами "универсалов"», - сказал Миккельсен во время одного интервью.

В «Neo-generalist» представлены яркие личности, которые успешно воплощали свои замыслы потому, что смогли выйти за пределы узкой специализации. Среди них - Пабло Пикассо и Альберт Эйнштейн, которые были лучшими в своих сферах - в изобразительном искусстве и в математике. Но то, что сделали эти индивиды, было бы невозможным, если бы они не увлекались философией, поэзией, политикой и многими другими вещами. И Пикассо, и Эйнштейн постоянно направляли свое любопытство на новые и новые тропы, стимулируя таким образом свое сознание и расширяя границы своего мышления.

Часто лидерство и менеджмент представляются как противоположные полюса континуума. При этом лидерство считается чем-то возвышенным, а менеджмент - более тривиальным делом. Нередко приходится слышать в различных вариациях то, что, например, один управленец - это настоящий лидер, а его коллега - всего лишь менеджер. Миккельсен предлагает соединить оба конца континуума, создав круг.

Представим циферблат. В точке «12:00» находятся «суперзвезды» - те, кто одинаково в совершенстве исполняет роли лидера и менеджера. В точке «3:00» находятся индивиды с более развитыми лидерскими качествами, которые хуже проявляют себя как менеджеры. «9:00» - это место, где можно увидеть антиподов последних - управленцев, которые увереннее выполняют функцию менеджера. «6:00» - это отметка тех, кто плохо проявляет себя и как лидер, и как менеджер, но при этом может быть совершенным исполнителем-«солистом».

Поэтому организации могут «выращивать» как «универсалов», так и специалистов. При этом не нужно искать управленцев, которые одинаково хорошо могут проявить себя в обоих амплуа. Объединив индивида, который является хорошим лидером, в паре с его коллегой, который уверенно чувствует себя в роли менеджера, можно переместить его из пункта «3:00» в «12:00». Так же последний, пройдя через определенные программы профессионального и лидерского развития, может подняться с отметки «9:00» ближе к точке «12:00».

Специализация является критически важной в ситуациях, когда необходимо достичь желаемых результатов. Человек, который нуждается в операции на сердце, наверное обратится к хирургу, который уже делал эту процедуру много раз. Но профессиональное совершенство не обязательно означает наличие лидерских умений, без которых невозможно стать хорошим CEO всей системы больничных учреждений. Лидерство - это единственная целостность, в которой интегрировано понимание себя, контекста и истинной сущности отношений, которая может скрываться под внешней видимостью (что, впрочем, вполне естественно в сложной среде).

Вот три шага, которые могут помочь вашей организации развить характеристики типа «"универсал"-специалист».

1. Воспользуйтесь рекомендациями Рейчел Хепп и углубитесь в сферы, где не существует «единственно правильного ответа» (речь идет об искусстве и гуманитарных дисциплинах). Таким образом вы научитесь уверенно анализировать ситуацию и принимать решения в условиях неопределенности», - отмечает Хепп.

2. Включите в программы лидерского развития мероприятия, способствующие расширению кругозора и стимулирующие проявления любознательности. Среди прочего, это могут быть встречи с интересными личностями, представляющими такие, на первый взгляд, далекие от повседневной управленческой деятельности сферы, как музыка, театральное искусство или антропология.

3. Когда в следующий раз вы будете работать с рекрутером, подбирая кадры на высшие управленческие должности, попросите его найти хотя бы одного индивида из художественной, гуманитарной или иной альтернативной сферы, который бы имел знания и опыт, необходимые для данной позиции. Даже если в итоге вы не возьмете этого человека на работу - она ​​поможет вам поставить под сомнение вашу умственную парадигму (а также парадигму рекрутера) и расширить границы восприятия, что является возможным.

Иногда приходится слышать: «За все берется - ничего не умеет», но все равно - в некоторых ситуациях лучше пробовать себя в разных сферах, чем быть мастером в чем-то одном.