Найти в Дзене
Толковый Календарь

Информационная война. Взгляд с той стороны.

Кибервойска США
Кибервойска США

Издательство Individuum запланировало выпустить книгу Питера Померанцева "Это НЕ пропаганда. Путешествия в мире войны с реальностью" (This Is Not Propaganda: Adventures in the War Against Reality) на русском языке. Книга эта про информационную войну и выражает взгляд на это явление с той стороны, со стороны потенциального противника. Питер Померанцев происходит из семьи советских диссидентов, потерпевших от советской власти и иммигрировавших из страны, а жили они в Киеве, когда автор находился в младенческом возрасте. Питер получил хорошее образование в Англии. Работал много где, в том числе и на известном всем телеканале ТНТ. Но больше всего отметился, как аналитик и эксперт различных центров и фондов.

Питер считает, что Холодная война не кончилась с падением Берлинской стены, а поменяла свое название на Информационную войну. Ну и, конечно, развязала эту войну Россия. Под войной он понимает смесь хакерских атак и скрытых кампаний в социальных сетях. Именно так уверенно утверждает Питер действовал Кремль для оказания влияния на выборы в США в 2016 году. Собственно, это утверждение и зарождает некоторые сомнения в объективности книги Померанцева. Никто сей факт доказать не смог и такие утверждения основываются исключительно на умозрительных предположениях. Питер живет в системе двойных стандартов. Как, впрочем, и положено, если деньги платят те, кто эти стандарты устанавливает. Вот, что пишет Питер.

Питер Померанцев
Питер Померанцев

Едва ли какая-нибудь неделя проходит без нового отчета о политике (я сам написал по крайней мере два) или без официального предупреждения, что США проигрывают «информационную войну». Но это концепция, к которой следует относиться с осторожностью. Внутри России «информационная война» стала представлять гораздо больше, чем просто набор трюков с медиа. Это мировоззрение и интерпретация истории, которая аннулирует ценности, победившие в 1989 году, и становится все более популярной во всем мире. Как я исследовал в своей последней книге, самой опасной частью информационной войны может быть сама идея информационной войны.

Используя «информационную войну» как способ понять историю, вначале представим определенную породу российского геополитического аналитика, стремящегося объяснить крах Советского Союза. В самом конце 1990-х и 2000-х годов они (геополитики - прим. автора) начали утверждать, что Советская Империя распалась не из-за ее плохой экономической политики, нарушений прав человека, лжи, а из-за «информационных вирусов», распространяемых западными службами безопасности через идеи троянских коней, такие как свобода слова и экономическая реформа. Согласно этой ревизионистской версии истории, предполагаемые агенты в советском истеблишменте, которые выдавали себя за так называемых модернизаторов, объединившихся с Вашингтоном пятой колонной антисоветских диссидентов, следили за распространением этих «вирусов».

Кибервойска США
Кибервойска США

Сначала эти грандиозные теории «информационной войны» не были в русле российской истории. Но поскольку Кремль искал способы объяснить революцию против келптократов и авторитарных деятелей за рубежом, а также рост недовольства у себя дома, эта всепроникающая философия информационной войны все более усиливалась представителями телевидения, становясь чем-то вроде государственной догмы. Сегодня Запад ведет информационную войну против России через все: от антикоррупционных и антидопинговых расследований, поддержку прав человека, НПО и общественного вещания. Это мировоззрение, в котором все ценности, идеалы, идеи являются просто фронтами, чтобы подорвать другую сторону, где нет качественной разницы между независимой журналистикой и скрытой социальной сетью.

Россия (как и Китай) все чаще выступает за «суверенный» интернет, в котором цензура нормализуется и обосновывается идеей, что свобода выражения мнений - это просто оружие, которым обладает вероломный Запад. Мировоззрение «информационной войны» теперь используется для аргументации в пользу «многополярного» мира, в котором нет универсальных норм, а есть только зоны влияния. Идеалы 1989 года с его мечтой о всеобщих ценностях прав человека, процветающих в безграничном мире, разрушены в рамках этой «информационной войны».

И плохая новость заключается в том, что это мировоззрение завоевывает популярность во всем мире - и не только среди авторитарных государств, таких как Китай, которые пытаются объяснить протесты внутри страны как часть западного заговора. В США уже давно существуют свои собственные заговорщики «инфовойн». В наши дни можно услышать, как президент США и его помощники описывают критику в его адрес как часть обширного заговора в СМИ. Это мировоззрение не остается в границах Америки. В недавно опубликованных стенограммах Дональд Трамп заявил министру иностранных дел России в 2016 году, что он не возражает против скрытых российских кампаний в социальных сетях в США, поскольку Америка « сделала то же самое в других странах». Частые утверждения президента США о том, что США не должны поддерживать демократические ценности во всем мире идеально рифмуется с собственными взглядами Кремля.

Кибервойска США
Кибервойска США

Но даже для тех, кто не поддерживает Кремль или Трампа, обилие обманных кампаний в Интернете заставляет взглянуть на мир, в котором человек чувствует себя окруженным бесконечными манипуляциями. Использование ботов, троллей, киборгов по всему миру переживает бум. От Китая до Польши, Ирана и Эквадора правительства и политические партии проводят скрытые кампании, чтобы усилить свою сторону или подорвать другую, совокупный эффект состоит в том, чтобы разрушить любую общую реальность и подорвать доверие. И это не только правительства, каждый может сыграть свою роль в инфовоине. Например, в закрытых интернет-группах, принадлежащих Идентистскому движению, европейской крайне правой группе, которая хочет избавить континент от мусульман, вы можете скачать «Руководство по информационной войне», где вас проинструктируют, как координировать действия в Интернете, чтобы насмехаться над журналистами (известно как «снайперские миссии»), публиковать неприятные комментарии на страницах политиков в Facebook и планировать кампании «неприязни» на YouTube. «проголосовать» за видео ваших оппонентов. Если вы вступаете в «собачий бой» с врагом, в дебаты, которые вы не можете выиграть, то вы отправляете сообщение с заранее оговоренным хэштегом и другие участники группы придут вам на помощь, заспамив разговор своими насмешками.

Это информационная война, - пишет Питер. - Нам нужно разоблачать скрытые информационные операции, не начиная рассматривать информацию как нечто по своей сути опасное. Чтобы по-настоящему выиграть информационную войну надо избегать цинизма и заговорщиков, подразумеваемых в самой идее информационной войны.

Я лично не знаю, какие ценности, важные для меня, появились в 1989 году. Знаю, что было обещание не продвигать НАТО на восток и выполнено оно не было. Знаю, что в выражении своих мыслей в этой, например, сети Дзен ничем не ограничен, кроме Закона о СМИ. Но я также знаю, что война предполагает наличие как минимум двух сторон. И писать однобоко, только про одного участника конфликта, если таковой имеет место, как-то несправедливо. Это значит участвовать в "войне" на другой стороне. Впрочем, Питер пишет что-то и про немцев, которые с кем-то там воюют. Но, мне кажется, это так, чтобы оправдать все сказанное им про Россию. А вот с тем, что запад ведет с Россией информационную войну всеми доступными способами: антидопинговыми расследованиями, санкциями, публикациями от имени "дочери русского офицера" и т.п. - я согласен. Хотя Питер, как бы этого и не утверждает.

А вы что думаете?