Подводя краткий итог, можно сказать, что «белый» плакат обращён к значительно более узкой прослойке населения страны. Заметные черты национализма и антисемитизма, а так же акцент на православии не может сыграть положительную роль при пропаганде среди многочисленных национальных и религиозных меньшинств России. Кроме того, отсутствует «белые» пропагандистские плакаты, изображающие женщину как субъект, а не как объект действия, что так же значительно сужает потенциальную аудиторию, к которой пропагандистский плакат обращается. В целом, эффективность белого плаката современниками и исследователями оценивается достаточно низко. Белый плакат не создал образ побеждающего героя. Зато много изображений страдающих людей: крестьян, казаков, мирных граждан. Мотивы спасения, защиты, страдания превалируют. Выработка плаката, призывающего к активным действиям, не пошло дальше подражательства плакатам Первой мировой войны. Интересно, что плакат аналогичный «красноармейцу» Д. Моора, появился и в Добровольческой армии А.И. Деникина. Однако исполненный блеклыми зелено-желтыми красками он не имел того оглушающего эффекта, как большевистский плакат.1
В мемуарной литературе встречаются следующие оценки белого плаката: «большевики выпускали отличные плакаты, иллюстрируя свои лозунги великолепными рисунками. Чувствовалось, что мы еще не оценили всего влияния могучего средства борьбы за психологию народных масс, что мы не умеем опуститься до уровня понимания последних. Противник лучше нас знал и понимал с кем имеет дело и бил нас в этой области на каждом шагу».2
Источники:
1. А. Дроздов. Интеллегенция на Дону. Москва. 1991.
2. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. Минск 1999