Найти в Дзене
Живопись, корми!

Съел банан – и ты художник?

Фото: Alexandra_Koch
Фото: Alexandra_Koch

Современное искусство – оно такое.

Когда в статье о современном искусстве я в шутку предложила в качестве концептуальной идеи «бананы, оторвавшихся от связки, которые никто не покупает», я и представить не могла, что эта идея – с одиноким бананом – придёт в голову другому художнику и будет мастерски реализована!

На ярмарке Art Basel в Майами (США) стало одним объектом искусства меньше. Восьмого декабря приклеенный к стенке банан Маурицио Каттелана был съеден одним из посетителей выставки, художником и коллекционером Дэвидом Датуна. Ранее эту инсталляцию продали французскому коллекционеру за 120 тысяч долларов.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Вся история с обычным бананом из продуктового магазина, который после приклеивания скотчем стал произведением искусства, и его поеданием напомнила мне сказку Ханса Кристиана Андерсена «Самое невероятное». Помните её сюжет? Человек, который представит нечто "самое невероятное" возьмет в жены принцессу, а в приданное – пол королевства. В день присуждения награды произошло вот что: высокий сильный парень закричал, что он сделает сейчас нечто самое невероятное, и разбил вдребезги часы (фаворит конкурса) тяжелым топором. Судьи признали победителем силача, который разрушил настоящее чудо искусства.

Однако участь банана не так печальна, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, он не успел испортиться, во-вторых, напоследок поучаствовал в перформансе, названным «Голодный художник».

«Я могу съесть и банан, и его концепцию, потому что я художник, а не обычный человек». Дэвид Датуна сказал, что очень любит Маурицио Каттелана и поэтому считает забавным, когда один художник кушает другого.

Что в итоге передадут французскому коллекционеру, пока неизвестно. По мнению представителя Galerie Perrotin Люсьена Терраса, произведение искусства совсем не испорчено: «Банан – это идея».

Photocredit: Ryan McGuire.
Photocredit: Ryan McGuire.

"Современное искусство, если говорить широко, начинается там, где кончается естественность и наглядность – и появляется необходимость в нас и нашей санкции. Грязный секрет современного искусства в том, что окончательное право на жизнь ему дает – или не дает – das Kapital. И только он один. <...> художнику должны дать формальную санкцию те, кто выступает посредником между искусством и капиталом. Арт-элита, решающая, считать железку с помойки искусством или нет." В. Пелевин.
 Жан-Мишель Баския "Пыльные головы” ("Dustheads"). 48,4 миллиона долларов.
Жан-Мишель Баския "Пыльные головы” ("Dustheads"). 48,4 миллиона долларов.

На мой взгляд, история с бананом – отличная иллюстрация на тему, в чём состоит так называемое «современное искусство». Это не «искусство, которое нам современно», или modern art. Это отдельное направление в искусстве (contemporary art), своего рода высокая мода - haute couture, но только в живописи, фотографии и скульптуре. Подобно тому, как высокая мода существует только на подиумах и в специализированных журналах, современное искусство существует в специализированных галереях и каталогах. Вы не повесите такой арт у себя дома, он просто не предназначен для этого.

Должно ли современное искусство отражать действительность? Не обязательно. Современное искусство - это оригинальные идеи и концепции, составляющие манифест - описательный контекст к арту. «Сначала было слово» - это про современное искусство. «Если надо объяснять, то не надо объяснять» - это не про него.

"Последние полторы сотни лет искусство главным образом занимается репрезентацией того, что не является непосредственно ощутимым. Поэтому искусство нуждается в репрезентации само." В. Пелевин.

Должно ли современное искусство быть красивым, эстетичным? И снова – не обязательно. Эстетика тут вообще ни при чём. Условно говоря, искусство вообще никому ничего не должно. Это та область человеческой деятельности, где нет понятий «правильно» и «неправильно». Но главная ценность хорошего искусства — его способность быть как современным и своевременным, так и совершенно отвлеченным и нездешним.

Должен ли современный художник хотя бы уметь рисовать? И снова – нет. Потому что современное искусство, как мы уже разобрались, это идея и концепция, а не техника. Отсюда становится понятно, почему каракули ребёнка, так похожие на произведения отдельных современных художников, не являются искусством: во-первых, ребёнок рисует не так, как хочет, а так, как может; во-вторых, за ними нет идеи, концепции.

Картина художника Сая Твомбли, одного из самых дорогих современных художников.
Картина художника Сая Твомбли, одного из самых дорогих современных художников.

Если вы сможете одной шуткой про банан заставить людей по всей планете приклеивать к стене предметы и обсуждать современное искусство — считайте себя художником или художницей. Но на первый план выходит именно новизна идеи. Любой может нарисовать «Чёрный квадрат» и приклеить банан скотчем, но искусством это будет лишь в первый раз.

Понравилась статья? Поддержите лайком и подпиской! Спасибо.

Ещё по теме:

Не только «Чёрный квадрат» и «Купание красного коня». Искусство XX века, без которого нельзя.

КАК Я ИСКАЛА МУХУ, А НАШЛА... ЧТО НАШЛА

Не только современное искусство. Импрессионисты и постимпрессионисты в Праге.