Современное искусство – оно такое.
Когда в статье о современном искусстве я в шутку предложила в качестве концептуальной идеи «бананы, оторвавшихся от связки, которые никто не покупает», я и представить не могла, что эта идея – с одиноким бананом – придёт в голову другому художнику и будет мастерски реализована!
На ярмарке Art Basel в Майами (США) стало одним объектом искусства меньше. Восьмого декабря приклеенный к стенке банан Маурицио Каттелана был съеден одним из посетителей выставки, художником и коллекционером Дэвидом Датуна. Ранее эту инсталляцию продали французскому коллекционеру за 120 тысяч долларов.
Вся история с обычным бананом из продуктового магазина, который после приклеивания скотчем стал произведением искусства, и его поеданием напомнила мне сказку Ханса Кристиана Андерсена «Самое невероятное». Помните её сюжет? Человек, который представит нечто "самое невероятное" возьмет в жены принцессу, а в приданное – пол королевства. В день присуждения награды произошло вот что: высокий сильный парень закричал, что он сделает сейчас нечто самое невероятное, и разбил вдребезги часы (фаворит конкурса) тяжелым топором. Судьи признали победителем силача, который разрушил настоящее чудо искусства.
Однако участь банана не так печальна, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, он не успел испортиться, во-вторых, напоследок поучаствовал в перформансе, названным «Голодный художник».
«Я могу съесть и банан, и его концепцию, потому что я художник, а не обычный человек». Дэвид Датуна сказал, что очень любит Маурицио Каттелана и поэтому считает забавным, когда один художник кушает другого.
Что в итоге передадут французскому коллекционеру, пока неизвестно. По мнению представителя Galerie Perrotin Люсьена Терраса, произведение искусства совсем не испорчено: «Банан – это идея».
"Современное искусство, если говорить широко, начинается там, где кончается естественность и наглядность – и появляется необходимость в нас и нашей санкции. Грязный секрет современного искусства в том, что окончательное право на жизнь ему дает – или не дает – das Kapital. И только он один. <...> художнику должны дать формальную санкцию те, кто выступает посредником между искусством и капиталом. Арт-элита, решающая, считать железку с помойки искусством или нет." В. Пелевин.
На мой взгляд, история с бананом – отличная иллюстрация на тему, в чём состоит так называемое «современное искусство». Это не «искусство, которое нам современно», или modern art. Это отдельное направление в искусстве (contemporary art), своего рода высокая мода - haute couture, но только в живописи, фотографии и скульптуре. Подобно тому, как высокая мода существует только на подиумах и в специализированных журналах, современное искусство существует в специализированных галереях и каталогах. Вы не повесите такой арт у себя дома, он просто не предназначен для этого.
Должно ли современное искусство отражать действительность? Не обязательно. Современное искусство - это оригинальные идеи и концепции, составляющие манифест - описательный контекст к арту. «Сначала было слово» - это про современное искусство. «Если надо объяснять, то не надо объяснять» - это не про него.
"Последние полторы сотни лет искусство главным образом занимается репрезентацией того, что не является непосредственно ощутимым. Поэтому искусство нуждается в репрезентации само." В. Пелевин.
Должно ли современное искусство быть красивым, эстетичным? И снова – не обязательно. Эстетика тут вообще ни при чём. Условно говоря, искусство вообще никому ничего не должно. Это та область человеческой деятельности, где нет понятий «правильно» и «неправильно». Но главная ценность хорошего искусства — его способность быть как современным и своевременным, так и совершенно отвлеченным и нездешним.
Должен ли современный художник хотя бы уметь рисовать? И снова – нет. Потому что современное искусство, как мы уже разобрались, это идея и концепция, а не техника. Отсюда становится понятно, почему каракули ребёнка, так похожие на произведения отдельных современных художников, не являются искусством: во-первых, ребёнок рисует не так, как хочет, а так, как может; во-вторых, за ними нет идеи, концепции.
Если вы сможете одной шуткой про банан заставить людей по всей планете приклеивать к стене предметы и обсуждать современное искусство — считайте себя художником или художницей. Но на первый план выходит именно новизна идеи. Любой может нарисовать «Чёрный квадрат» и приклеить банан скотчем, но искусством это будет лишь в первый раз.
Понравилась статья? Поддержите лайком и подпиской! Спасибо.
Ещё по теме:
Не только «Чёрный квадрат» и «Купание красного коня». Искусство XX века, без которого нельзя.
КАК Я ИСКАЛА МУХУ, А НАШЛА... ЧТО НАШЛА
Не только современное искусство. Импрессионисты и постимпрессионисты в Праге.