Найти в Дзене
Читайник

Как египетские фараоны сами себе власть передавали.

Оглавление

Прочитал, не отрываясь, книгу Александры Леонидовны Барковой «Введение в #мифологию». Это цикл лекций, каждая из которых посвящена той или иной мифологии – индийской, скандинавской, славянской и других. Честно говоря, брался с неохотой: ну что мне за дело до какого-нибудь Одина или до Шивы, хоть последний и сотворил мир в танце. Не он один мир сотворял. Однако #книга оказалась увлекательнейшей. На примере обряда передачи власти египетским фараоном самому себе постараюсь показать, что в книге такого особого.

А зачем это вообще нужно?

Ведь власть фараона была неограниченной? Сиди себе да царствуй. Так, да не так. Дело в том, что это были древние и дикие времена, и тогда #вождь не имел возможности до самой смерти, уже трясясь и ничего не соображая, эффективно управлять государством. Одна из важнейших функций вождя – символическое олицетворение красоты, силы и успешности племени или государства в целом. Пока вождь был молодой и сильный, он жил в своё удовольствие. Но как только Акела промахивался или просто старел, его умерщвляли, а его место занимал молодой и красивый новый вождь.

Бедный, бедный священный бык Апис.

Командовали обрядом умерщвления шаманы или жрецы. Поэтому всегда и везде вожди относились к #шаманам настороженно, а то и вовсе боялись. И никогда не упускали случая как-нибудь нейтрализовать шамана, и даже...полностью нейтрализовать. Действительно, дай жрецу волю, фараона ждала бы та же судьба, что и священного быка Аписа, жившего в храме священного быка Аписа и полностью зависящего от жрецов. Пока бык был молодой и сильный, ему поклонялись, приносили дары и обильно кормили. Как только бык дряхлел, его убивали и заменяли новым молодым быком. Убивали всегда бескровно: топили. Почему – непонятно. Таков обряд.

-2

Фараоны почему-то этого себе не желали. И тогда появился хеб-сед, дословно «праздник хвоста». #Обряд передачи фараоном власти (а также силы, ловкости и красоты) самому себе. Обряд омоложения и возрождения заново. Благодаря этому обряду фараоны могли править Египтом до самой смерти, вызванной уже естественными причинами.

Хеб-сед.

Первый раз этот обряд проводился в 30-ю годовщину царствования фараона, дальше – каждые три года. Для этого каждый раз строился новый храм, изготовлялась статуя фараона и созывались все жрецы всех божеств всех номов (регионов) Египта. Руководил обрядом бог Упуат, то есть жрец в обличии волка (волк является проводником в царство мёртвых почти во всех мифологиях).

К народу выходил фараон с привязанным бычьим хвостом, как бы отдавая дань несчастному быку из храма Аписа. Потому обряд и называется «праздник хвоста». Фараон при всех писал завещание и вкладывал папирус в руки своей же статуи. Дальше он удалялся из виду в сопровождении Упуата. Уходил в царство мёртвых, то есть формально умирал. Обратно к публике Упуат приводил уже совсем другого человека, только внешне похожего на прежнего фараона. Этот новый с нескрываемым волнением шёл к статуе и брал у неё свиток: кому же прежний фараон завещал трон? Всегда оказывалось, что именно ему, человеку, как две капли похожему на фараона.

-3

Иногда фараоны после обряда меняли своё имя.

Вожди и спортсмены.

Но это ещё не всё. Дальше новый фараон должен был доказать свою силу и ловкость. В Древнем царстве он должен был пробежать быстрее всех, победить соперника в схватке и выиграть у всех в хоккей. Хотя нет, хоккей появился несколько позже и не в Египте. Впрочем, это неважно, потому что уже в Новом царстве из всего многообразия состязаний остался только ритуальный бег, с которым прекрасно справлялся специально нанятый спортсмен, издалека похожий на фараона. Вожди боятся шаманов, но любят спортсменов и их спортсменские достижения. Ведь в те дремучие времена от достижений спортсменов жизнь вождя зависела больше, гораздо больше, чем от докторов. А потом уже никто не мешал этого спортсмена... полностью нейтрализовать, чтоб не болтал лишнего и никто не обнаружил сходства. Спортсменов много.

После этого проводилась церемония вхождения на трон. И в самом конце официальной части фараон должен был доказать, что способен накормить очень большое количество людей. То есть закатить пир на весь египетский мир.

В итоге всё выглядело очень легитимненько.

Ничего не напоминает?

Источник:

А. Л. Баркова. Введение в мифологию. Издательство «РИПОЛ классик», Москва, 2018.

Канал «Читайник» всегда рад вашим лайкам и подписке. Будет интересно. Спасибо!