Condé Nast Traveller попробовал разобраться, насколько хорошо налажена система досмотра багажа, проверки пассажиров и сотрудников в аэропортах вообще и российских в частности
Ответы из пресс-служб аэропортов на вопросы о безопасности похожи один на другой – вместо сугубо конфиденциальной информации выдается сугубо официальная. Кто-то не отвечает совсем, ссылаясь на то, что служба безопасности аэропорта говорит с прессой только по разрешению администрации и по ее же инициативе. Ясно, что разглагольствовать о безопасности опасно. Но еще опаснее молчать! Особенно когда видишь, как перед регистрацией просвечивают чемоданы у одного из пассажиров твоего же рейса и находят огромный металлический объект, на который пассажир не может предъявить документов. И как препирательства («Это запчасть, везу ее заменить, с ней точно все в порядке») заканчиваются тройной удачей: мужчина оказался на борту самолета с деталью и без лишних допросов, самолет не взорвался и не упал, а работница аэропорта припасла шоколадку к чаю.
Очень продвинутые средства:
В подобной ситуации на помощь сотруднице аэропорта мог бы прийти новый прибор ДВиН-1 (детектор взрывчатых и наркотических средств). В отличие от рентгеновских лучей, которые реагируют только на плотность материала, а потому пластиковую взрывчатку воспринимают так же, как кусок мыла, ДВиН анализирует состав вещества по соотношению в нем углерода, кислорода, азота, хлора и других элементов и распознает, что это: взрывчатка, наркотики или вода. На то, чтобы определить, что внутри металлической детали, ушло бы минут десять.
Впрочем, разработчик прибора Михаил Сапожников из Объединенного института ядерных исследований говорит, что пока в истории с ДВиНами – сплошные сослагательные наклонения: стояли бы они на входе в аэропорт или уже на подступах к стерильной зоне, использовались бы для проверки забытых чемоданов или досмотра грузовиков, въезжающих на территорию, было бы гораздо проще. Но несмотря на громкие заявления в СМИ председателя правления РОСНАНО Анатолия Чубайса о том, что такого до нас никто толком не делал, ни один из российских аэропортов пока не попросил даже о парочке ДВиНов – чего не скажешь о зарубежных. «По заказу, например, корейского аэропорта Инчхон в Сеуле мы дополнили детектор рентгеновской камерой, и они теперь досматривают им багаж», – рассказывает Сапожников.
Метод меченых нейтронов известен с 40-х годов. Идея на практике применялась и раньше, просто нужен был ускоритель частиц такого небольшого размера, чтобы установка стала мобильной. Пока этот «мини-коллайдер» длиной 30 см и весом 8 кг создавали в московском НИИ автоматики им. Духова, в аэропортах саперы, как и сейчас, осматривали забытые сумки в костюмах фокусников: надев белые перчатки, прихватив с собой детекторы, похожие на волшебные палочки, и бумажки-индикаторы, которые меняют цвет в зависимости от того, что у неопознанного объекта внутри. Так почему же аэропортам в России не интересен ДВиН? Может быть, потому, что они и так оборудованы отменно?
Микроволновые сканеры:
Микроволновыми сканерами Pro-Vision, например. Теми самыми, в которых поднимаешь руки вверх и чувствуешь себя морской звездой, – такие есть и в Домодедово, и в Шереметьево, и во Внуково.
В объяснительном видео на сайте компании L-3 Communications через сканер проходят в пиджаках и обуви. Так зачем же заставлять пассажиров разуваться и снимать куртки, если и так все видно? На это в компании отвечают: несмотря на то что сканер идентифицирует посторонние предметы через любую ткань, снимать ли одежду, решают в каждой стране на свое усмотрение. А к обуви отношение особое не только в России.
В декабре 2001 года террорист Ричард Рейд, прежде чем сесть в самолет Париж–Майами, спрятал пластиковую взрывчатку в кроссовках и только по случайности не взорвал воздушное судно. С тех пор обувь досматривают отдельно – в соседнем с «микроволновкой» рентген-аппарате, который смотрит глубже и не так уж безопасен – в отличие от микроволнового сканера: за две секунды облучения в нем пассажиру наносится меньше вреда, чем от минутного разговора по мобильному. Следует также заметить, что сотрудник, что стоит справа от сканера и руководит очередью, не видит, что у вас в кармане – вся информация поступает в операционный центр, который находится в отдельном помещении за стеной: на экранах черно-белые люди с блером на лицах, на причинных местах тоже неясность, так что своей наготы стесняться нечего. К тому же изображение улетучивается из памяти системы еще раньше, чем вы оказываетесь на взлетной полосе, уверяют в L-3.
Проверка сотрудников:
Еще пять лет назад работникам «Кофемании» в Домодедово выдавали пропуска в служебном здании в десяти минутах ходьбы от терминалов, не требуя даже паспортных данных, – достаточно было трудовой книжки в качестве удостоверения личности и поручительства работодателя. Путь на рабочее место не был тернист – паспортный контроль на втором этаже Домодедово обходили стороной, металлоискатели и рентген-установки тоже считались излишними. Но ощущение, что за тобой постоянно наблюдают, было, вспоминает Женя, работавшая там баристой.
Сегодня это больше, чем просто ощущение. Максим Коноплев, руководитель подразделения «Алкоголь, табак, конфеты» в компании «Рэг Стайэр», уверяет, что работникам Duty Free в Шереметьево и Внуково не разрешают проносить с собой даже бутылку воды. Сотрудники TGI Friday’s, «Мама Раша», Costa Coffee в терминале D Шереметьево проходят на служебном входе такой же досмотр, как и пассажиры: те же интроскопы для дамских сумок, что и для чемоданов, те же металлодетекторы для официантов, что и для командировочных. Поставка продуктов в рестораны и кафе происходит в определенное время, и все салатные листья и кетчупы досматриваются с тем же тщанием, что и ручная кладь.
Камеры наблюдения:
В ноябре 2012 года за одну ночь в парижском аэропорту успели украсть платьев и сумок Louis Vuitton на сумму €300 000, причем два грузовика одежды вывозили с территории аэропорта без спешки, не вызывая никаких подозрений – пропуск на въезд и выезд с территории был в порядке, а пять охранников оказались в заложниках. И это при том, что камеры слежения в аэропортах на каждом шагу, и слепых зон, как уверяют производители, быть не может – ведь камер можно установить сколько угодно, не то что зеркал на автомобиле.
Производители камер слежения вообще более словоохотливы, чем охранники в аэропорту. «Фактически видеонаблюдение в аэропортах ничем не отличается от того, что в супермаркете, – рассказывает Егор Золотухин, сотрудник компании DSSL, чьими системами видеонаблюдения оборудованы Пулково, аэропорты Анапы, Краснодара, Новосибирска и Якутска. – Просто, как только появляется новая технология записи изображения, ее в первую очередь внедряют в аэропортах». Сейчас все камеры на аэровокзалах высокого разрешения – с инфракрасной подсветкой, чтобы и ночью получать четкое изображение, и специальными программами обработки, чтобы прояснять картинку и в лютую пургу, и в проливной дождь. Кстати, контролировать ситуацию на всей территории тоже стало в последнее время проще. В аэропорту Пулково около 1 000 человек обеспечивают безопасность, но ни один из них не должен уследить за десятью или пятнадцатью мониторами сразу – сейчас достаточно поглядывать на три и следить за телефоном: благодаря специальным детекторам саботажа, дыма, огня и движения, система сама ведет наблюдение и оповещает операторов звуком и sms в случае нарушений порядка.
Психологи:
Сделать систему безопасности в аэропорту легкой для восприятия не только сотрудников, но и пассажиров – вот какие цели ставят перед собой в последнее время в аэропортах. Информация о пассажире, если собрать ее заранее, намного полезнее, чем лишний осмотр ручным металлодетектором. Так что слова руководства Домодедово о том, что проверка всех без исключения пассажиров на входе в аэропорт бесполезна, лишь на первый взгляд абсурдны. «Мы хотим, чтобы система безопасности была незаметна для пассажиров вовсе», – говорят в Международной организации гражданской авиации. Классификация пассажиров – вот что сейчас главное: кому можно доверять, а кого лучше еще разок проверить, кто уже предоставлял на контроле паспорт на этой неделе, а кто в международном терминале впервые. «Важно не только искать оружие и наркотики, но и уделять внимание поведению людей», – говорят в ICAO. Сразу после взрыва в Домодедово психологов на входах поставили столько же, сколько и рентген-аппаратов. И об их бесполезности как раз никто не говорит. Когда поголовная проверка не только на входе останется в прошлом, именно психологи станут универсальными детекторами не дыма, но дум пассажиров.
Как менялись правила безопасности:
2001. В США запрещают проносить на борт острые предметы – прежде небольшие перочинные и канцелярские ножи были допустимы. Во всех самолетах на территории США, а затем и остальных стран укрепили входы в кабины пилотов. Теперь при предполетном досмотре нужно снимать обувь, а спички и зажигалки сдавать в багаж.
2003. Международная ассоциация ICAO принимает решение о том, что паспорта с электронным носителем должны быть введены во всех странах, чтобы на паспортном контроле информацию можно было считывать, а не вводить вручную.
2004. Отпечатки пальцев снимают у всех иностранцев, прибывающих на территорию США. Правительство Великобритании собирает больше данных о тех, кто подает документы на британскую визу.
2006. Никаких жидкостей, гелей, аэрозолей на борту, запрещены даже новогодние шары со снегом и бутылки с грудным молоком. Позже разрешают емкости до 100 мл, сложенные в прозрачный пакет объемом не более 1л. Электронные устройства сдают на досмотр в отдельном поддоне.
2007. Страны официально обмениваются данными о пассажирах. В России новый приказ: предполетный досмотр производить в присутствии кинологов, дальше действовать по ситуации: при необходимости можно и вязальные спицы из ручной клади изъять.
2010. Во всех аэропортах мира для пассажиров, вылетающих в США, предусмотрен более тщательный досмотр.
2011. После взрыва в Домодедово на входе в аэропорт досматривают всех пассажиров, а не только выборочно: багаж проходит через интроскоп, пассажиры – через рамку металлодетектора, причем за всем за этим наблюдает психолог.