Найти в Дзене
Мифиус

Кто такие шаманы и что они могут

Путешествовать по Сибири – это значит не только полюбоваться ее живописными видами, но и заглянуть в тесную полутемную юрту, где мечется в исступленной пляске, и кричит, и бьет колотушкой в бубен, призывая духов, живой языческий жрец шаман… Шаман Шаманов знали многие народы. Американские индейцы, австралийские аборигены, африканцы и эскимосы – все боялись могущественных прорицателей, от чьих заклинаний зависели их жизнь и благополучие. Возникнув в глубокой древности, еще в каменном веке, это явление до сих пор существует во многих уголках земли. В нашей стране шаманов и сейчас почитают народы Сибири, Севера, Дальнего Востока. А в постперестроечный период наступил поистине шаманский «ренессанс». По сведениям исследователя Т. В. Жеребиной, нанайские шаманы, например, теперь часто выступают по телевидению, а властями они объявлены хранителями национальной культуры. Само слово «шаман» произошло от тунгусского «саман» – исступленный, восторженный человек. Благодаря русским путешественникам
Оглавление
Шаман исполняющий обряд
Шаман исполняющий обряд

Путешествовать по Сибири – это значит не только полюбоваться ее живописными видами, но и заглянуть в тесную полутемную юрту, где мечется в исступленной пляске, и кричит, и бьет колотушкой в бубен, призывая духов, живой языческий жрец шаман…

Шаман

Шаманов знали многие народы. Американские индейцы, австралийские аборигены, африканцы и эскимосы – все боялись могущественных прорицателей, от чьих заклинаний зависели их жизнь и благополучие.

Возникнув в глубокой древности, еще в каменном веке, это явление до сих пор существует во многих уголках земли. В нашей стране шаманов и сейчас почитают народы Сибири, Севера, Дальнего Востока. А в постперестроечный период наступил поистине шаманский «ренессанс».

По сведениям исследователя Т. В. Жеребиной, нанайские шаманы, например, теперь часто выступают по телевидению, а властями они объявлены хранителями национальной культуры. Само слово «шаман» произошло от тунгусского «саман» – исступленный, восторженный человек. Благодаря русским путешественникам-исследователям Сибири это слово прочно вошло в мировую литературу, хотя у каждого народа осталось свое название для шамана: у алтайцев – это «кам», у якутов – «оюн», у ненцев – «тадебя», у саамов – «нойда». Таким образом, от алтайского слова «кам» произошло «камлать», то есть общаться с духами, шаманить. Камлание – это призывание духов шаманом в особом экстатическом состоянии.

Провожая в мир теней и возвращая к жизни

-2

Когда придет смерть, без шамана не обойтись: только он один знает дорогу в «тот» мир и может препроводить туда душу. Путь опасен, полон препятствий. Отлетевшую и неопытную душу легко могут уничтожить злые духи. Поэтому без навыков и опыта шамана не обойтись. Часто бывая там со своими хорошими духами, он знает, как благополучно переправить душу на «тот свет».

По мнению других ученых, так же ловко обращаются шаманы и с душами живых людей. Ведь болезни часто происходят оттого, что душа человека похищена злыми духами. Нужно исхитриться и освободить ее. Только опытный шаман может взять на себя дипломатическую миссию убедить духов загробного мира вернуть украденное и позволить больному остаться в живых.

Во время камлания криками призывается дух-зверь. Этот верный помощник в виде тигра, волка, медведя или змеи переносит шамана в царство теней. Там начинаются переговоры.

Собравшиеся в юрте подпевают шаману, а тот в исступлении камлает, пока не падает в бесчувствии. Теперь к нему никому нельзя приближаться, так как в этот момент его душа упрашивает духов вернуть жертву обратно. Если духи не согласятся, человек может умереть.

Иногда в поисках души приходится подниматься на небо, рыскать по тайге, опускаться под землю – в зависимости оттого, кто ее похитил: духи небесного, земного или подземного мира. На это способны только очень сильные шаманы. Большинству же из них доступна лишь одна область трехъярусной вселенной.

Душа в подарок

-3

Немало хитрости нужно шаману, чтобы добиться своего. Приходится обманывать даже самих богов!

В бурятской легенде рассказывается, что однажды их первому шаману удалось провести верховного бога неба. Тот, желая пошутить, спрятал душу одного человека в банку, а отверстие заткнул пальцем. Шаман обернулся верткой пчелой и ужалил бога. Тот хлопнул себя по лбу, а шаман выхватил душу из банки и вернулся вместе с ней на землю.

А нанайские шаманы, заполучив найденную душу, втягивают ее в себя, чтобы душа случайно не выскользнула наружу. Иногда они прячут ее в складках своей одежды или кладут в особый мешочек. Несколько таких мешочков – необходимая деталь их костюма. Особенно они нужны, когда у какой-либо женщины не получается родить ребенка. Камлая, отправляется шаман к небесному дереву, на котором живут души. С разрешения духа солнца шаман хватает понравившуюся душу и прячет ее в мешок. По возвращении мешок передается женщине. Теперь у нее будет ребенок!

Однако не всегда шаман возвращается с удачей. Как-то раз нанайский шаман отправился на небо за похищенной душой женщины и попытался пролезть в Верхний мир сквозь небольшое отверстие в своде. Но «верхние» духи, похитившие душу женщины, разожгли костер и, как только из дыры показался шаман, закидали его горящими головнями, спровадив таким образом обратно на землю.

Камлая, шаманы могут уноситься далеко за пределы своих жилищ. Известен случай, когда во время камлания одной шаманки была составлена точная топографическая карта Амура. А один кетский шаман «парил» над Енисеем, подбадривая своих духов: «Ей, мошкара моя, поднимай выше! Буду смотреть дальше!»