Найти тему
А знаете ли вы?

Зона 51: реальная история секретной базы — и легенды

Пустынный штат Невада давно используется американскими военными как полигон для испытаний, от авиационных до ракетно-ядерных. Для этого построены военные базы, которые строго засекречены, но вряд ли интересны кому-то, кроме шпионов. Тем не менее одна база десятилетиями привлекает внимание всего мира — вплоть до того, что объединение активистов, насчитывающее миллион человек, в сентябре готовится взять её штурмом. Почему же Зона 51 обрела такую популярность — и что там находится на самом деле?

1) Озеро Грум (слева) и озеро Папуз (Doc Searls [CC BY 2.0])

Озеро Грум (слева) и озеро Папуз (Doc Searls [CC BY 2.0])
Озеро Грум (слева) и озеро Папуз (Doc Searls [CC BY 2.0])

Зона 51 расположена в южной части штата Невада, примерно в 135 километрах севернее Лас-Вегаса. В середине XIX века там обнаружили месторождения серебра и свинца, после чего английская компания «Свинцовые рудники Грума» занялась их разработкой , присвоив местному высохшему озеру имя своего основателя. Позднее право на разработку месторождений перекупил Джонас Осборн, а его сын продолжал добычу до 1918 года.

Первый аэродром рядом с озером Грум построили в 1942 году: база ВВС в Индиан-Спрингс, на которой обучали экипажи двухмоторных бомбардировщиков B-25 (Mitchell), разместила там «вспомогательное лётное поле №1». Через пять лет, после окончания войны, базу расформировали — но ненадолго. Год спустя на её территории появились военнослужащие, которые занимались испытаниями атомного оружия, баллистических ракет и передовой авиационной техники.

2) Войсковые учения с применением атомного оружия на полигоне Невада в ноябре 1951 года

Войсковые учения с применением атомного оружия на полигоне Невада в ноябре 1951 года
Войсковые учения с применением атомного оружия на полигоне Невада в ноябре 1951 года

Дело в том, что с января 1951 года на соседнем полигоне Невада постоянно проводили взрывы атомных зарядов. Возвращаясь с этих испытаний, пилоты лётной группы №4925 неоднократно видели блестящее солью озеро Грум и, конечно, запомнили его. Среди них был профессиональный лётчик-испытатель Осмонд Ритланд, который отвечал за координацию действий ВВС и ЦРУ.

В апреле 1955 года, когда разработчики новейшего шпионского самолёта U-2 искали площадку для своего детища, он предложил «поле №1». Место сразу понравилось руководителям проекта, и в июне того же года на «Райском ранчо» (так прозвали выбранный район офицеры ЦРУ) началась масштабная стройка: обновлялась взлётно-посадочная полоса, возводились ангары, вышки, электростанция и жилые здания, асфальтировались дороги и рабочие площадки.

Грум закрыли для любых летательных аппаратов, у чьих пилотов не было специального разрешения. Юридически территория принадлежала Комиссии по атомной энергии, поэтому посторонним подбросили легенду, что местность якобы используют для хранения радиоактивных отходов.

3) Высотный самолёт-разведчик U-2 на высохшем солёном озере Грум

Высотный самолёт-разведчик U-2 на высохшем солёном озере Грум
Высотный самолёт-разведчик U-2 на высохшем солёном озере Грум

Первый самолёт U-2 под индексом 341 прибыл туда 24 июля 1955 года, а 4 августа, после долгих приготовлений, совершил полёт. Поскольку высотный разведчик предназначался прежде всего для рейдов над Советским Союзом, ЦРУ было заинтересовано в том, чтобы «красные» узнали о его существовании как можно позже. В ходе секретных испытаний создатели U-2 убедились, что самолёт практически невидим для радаров того времени,— однако заодно выяснилось, что невооружённым глазом его можно увидеть даже на предельной высоте.

Большинство сообщений о странном летательном аппарате поступало от пилотов гражданских авиакомпаний: обычно они замечали U-2 после захода солнца при рейсе с востока на запад. Пассажирские лайнеры 1950-х летали не выше шести километров; когда наступали сумерки, они оказывались в темноте, а разведчик на высоте 20–21 км всё ещё освещался солнцем. Его длинные крылья отражали солнечные лучи, поэтому лётчики видели, как мимо молниеносно проносится сверкающий объект и тут же исчезает из поля зрения. Совершенно фантастическая картина! Многие пилоты раньше воевали и точно знали, что самолёты не поднимаются выше 14 километров и не разгоняются до такой скорости. Возникал вопрос: что же это такое?

4) Постеры фантастических фильмов 1950-х, посвящённых вторжению летающих тарелок

Постеры фантастических фильмов 1950-х, посвящённых вторжению летающих тарелок
Постеры фантастических фильмов 1950-х, посвящённых вторжению летающих тарелок

В те годы западное общество переживало «тарелкоманию». Уфологи уверяли мир, что всякое странное небесное явление связано с инопланетянами, прилетевшими к нам с Марса или Венеры на дискообразных космических кораблях. В прессе множились сообщения очевидцев, которые не только наблюдали «летающие тарелки», но и встречались с их экипажами — карликами с серой кожей и огромными головами. Фантасты тоже бодро эксплуатировали интерес публики к инопланетянам: в 1950-х вышло множество книг о пришельцах, а счёт фильмам шёл на десятки — от классического «Дня, когда Земля остановилась» (1951) до залихватских «Подростков из открытого космоса» (1959).

Массовая культура сформировала в общественном сознании стереотип о враждебных пришельцах на летающих тарелках, поэтому полёты над Невадой сверкающего НЛО (в буквальном смысле — объект был неопознанным) немедленно породили мощную волну сообщений от очевидцев. К тому же среди свидетелей оказались пилоты авиалайнеров, которым нельзя было не верить. При этом ни ВВС, ни ЦРУ не могли выдать военную тайну и отделывались отписками, зачастую совершенно нелепыми. Из-за этого публика всё сильнее убеждалась, что власти скрывают информацию о пришельцах.

Высотные самолёты-разведчики U-2 перестали быть секретом, когда 1 мая 1960 года один из них, под управлением Фрэнсиса Пауэрса, был сбит над Советским Союзом; пилот попал в плен и предстал перед судом. Разведывательные полёты были немедленно прекращены. Хотя тайна U-2 была раскрыта, ЦРУ сделало всё, чтобы никто не увязал его испытания с секретным объектом у озера Грум. С августа 1959 года там кипела работа над новым проектом OXCART: военные разрабатывали самолёт А-12, невидимый для радаров и способный разгоняться до скорости, в три раза превышающей звуковую. Работам по полной перестройке «Райского ранчо» под новые задачи присвоили кодовый номер 51, после чего у базы и появилось новое неофициальное название — Зона 51.

5) Беспилотный разведчик D-21 на самолёте-носителе А-12

Беспилотный разведчик D-21 на самолёте-носителе А-12
Беспилотный разведчик D-21 на самолёте-носителе А-12

Первый полёт А-12 состоялся 26 апреля 1962 года. Секретность была такой строгой, что тех сотрудников Зоны 51, которые не были непосредственно задействованы в проекте, перед началом очередных испытаний закрывали в общей столовой, чтобы они не могли узнать, как выглядит перспективный самолёт. Разумеется, коллекция наблюдений «летающих тарелок» немедленно пополнилась новыми свидетельствами.

Проект, однако, не оправдал возложенных на него надежд — самолёт использовали только во Вьетнаме и над Северной Кореей, а летом 1968 года программа А-12 была закрыта в пользу более совершенного и скоростного разведчика SR-71 (Blackbird), который, в отличие от своих предшественников, был почти сразу рассекречен по инициативе администрации президента.

Неудачным оказался и проект беспилотного аппарата D-21 (Tagboard), который должен был стартовать с А-12 и самостоятельно входить в советское воздушное пространство. Первый этап испытаний «дрона» в Зоне 51, начавшийся летом 1964 года, выявил большие технические проблемы; со временем их удалось решить, но 30 июля 1966 года D-21 столкнулся со своим носителем, в результате чего один из пилотов А-12 погиб. В 1971 году проект окончательно закрыли.

6) «МиГ-21» над Зоной 51 в 1968 году

«МиГ-21» над Зоной 51 в 1968 году
«МиГ-21» над Зоной 51 в 1968 году

Помимо испытаний самолётов-разведчиков, специалисты занимались ещё одним многолетним сверхсекретным проектом — изучением советской боевой авиации на образцах, полученных от союзников. Например, в августе 1966 года иракский пилот Мунир Редфа дезертировал в Израиль на «МиГе-21», и в декабре 1967-го его машина была доставлена в Зону 51. ВВС и ВМФ США учредили совместный проект HAVE DOUGHNUT, в рамках которого проводились учебные бои между угнанным «МиГом» и аналогичными американскими самолётами. Тренировки помогли выяснить, что советский истребитель показывает лучшие характеристики на низких скоростях, поэтому специалисты выработали рекомендацию: при бое с ним ни в коем случае не замедляться.

В начале 1969 года в Зоне 51 появились два сирийских истребителя «МиГ-17», чьи пилоты заблудились в полёте и сели на израильский аэродром. Для изучения новых трофеев была запущена программа HAVE DRILL. Учебные бои над хребтом возле озера Грум позволили выявить главный недостаток «МиГа-17»: плохая управляемость при активном маневрировании.

Поскольку Соединённые Штаты вели войну во Вьетнаме, где пилотам постоянно приходилось иметь дело с противником на советских истребителях, в лётной школе Top Gun отобрали несколько экипажей, которые приняли участие в тренировочных боях над Зоной 51. После этих учений за объектом закрепилось ещё одно название — «Красная площадь» (Red Square).

7) Самолёт-невидимка F-117 над Зоной 51 в 2002 году

Самолёт-невидимка F-117 над Зоной 51 в 2002 году
Самолёт-невидимка F-117 над Зоной 51 в 2002 году

Впрочем, основная функция базы оставалась прежней, и в декабре 1977 года на её взлётно-посадочной полосе появился прототип истребителя- «невидимки» Have Blue. Его испытания помогли создать знаменитый «стелс» F-117 (Nighthawk) — первый серийный самолёт-штурмовик, в котором использовалась технология радиолокационной «невидимости». С июня 1981 года он тоже совершал тестовые вылеты в Зоне 51 и долгое время оставался строго засекреченным, поэтому его рейды над Невадой породили множество слухов.

К тому времени база стала привлекать внимание исследователей, интересующихся так называемыми «чёрными» проектами — разработками перспективной техники, существование которой власти отрицают. Зона 51 дала энтузиастам обильную пищу для размышлений. Например, широкое обсуждение вызвал гипотетический проект «Аврора»: эксперты утверждали, что власти разрабатывают гиперзвуковой самолёт, использующий технологии «стелс» и способный подниматься до космической высоты. На реальность этого проекта указывала соответствующая статья расходов американского бюджета за 1985 год, однако Пентагон долго не признавал существование Авроры», а позднее было заявлено, что речь шла о малозаметном стратегическом бомбардировщике B-2 (Spirit).

Столь прозаическое объяснение не удовлетворило независимых исследователей: они полагают, что «Аврора» продолжает летать, оставаясь засекреченной. С ней связывают многочисленные наблюдения треугольных НЛО. Более того, некоторые уфологи полагают, что при создании гиперзвукового самолёта применялись инопланетные технологии.

Надеюсь вам была интересна данная тематика, благодарю за просмотр предоставленного вам!!!

Всем удачи, и Новогоднего Настроения!!!